Serpey писал(а):
У виолончели и скрипки тембр разный?
Мне кажется что разный (могу ошибаться).
У этих инструментов все одинаковое: устройство, способ звукоизвлечения. (можно развить эту мысль и понять почему это происходит)
Виолончель и скрипка имеют разный тембр. Все на свете, что издает звуки, имеет разный тембр. Даже если жать два раза подряд клавишу дорогущего цифрового синтезатора запитанного со всей прочей аппаратурой вплоть до колонок от сверхстабильного источника питания, тембр от двух нажатий будет разный. Я не пытаюсь пошутить. Я пытаюсь быть дотошным. На мой взгляд, само понятие тембр сильно расплывчато. Про тембр говорят: звуковая окраска. А что это означает? Почему окраска? Мы что, что-то красим? На что-то смотрим? Мы же слушаем. По-моему, человеческая музыкальная культура так до конца и не определилась с вопросом, что же такое тембр.
Был у нас в школе физик (он и сейчас есть, и дай бог ему здоровья), звали его Леонид Павлович. Так вот он говорил нам:
— Ребята, читайте словари!
С тех пор я действительно именно читаю словари, очень интересно! И, разумеется, каждый раз при необходимости в них заглядываю.
Давайте подчинимся мудрости педагога, и заглянем в словарь.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тембр
Так и есть: «Научно-обоснованная типология тембра ещё не сложилась».
А раз так, то давайте и мы не будем слишком привередливыми в вопросах окраса основных тонов отдельных звуков и целых инструментов. Здесь все достаточно зыбко, достаточно натянуто. Поговорить — поговорим, но истины не найдем, это точно. Это как раз тот редкий случай, когда на вкус и цвет…
Все необходимые оговорки сказаны, теперь можем обсуждать тембры:
Serpey писал(а):
Протестую. Ми оно или _ми_первой_октавы_ или _ми_малой_октавы_ или еще какой.
И тембр у нее из-за этого разный.
Да, разный. Но тембры их все же скорее схожи, чем различны. (Мы об одном инструменте говорим? Не о сломанном, надеюсь?) Ми малой октавы ближе по тембру к металлическим струнам гитары, чем ми первой октавы? Да ближе. Ну и что? Из-за этого надо ноты на стане двигать? Сомневаюсь.
Если я не забыл о чем речь, то мы говорим об этом:
Serpey писал(а):
Кстати, я вот думаю, мы при сравнении, случайно, не упускаем что то важное?
Например то, что ноты для гитары пишутся на октаву выше чем они есть на фортепиано?
Пока остаюсь при своем «мнении» («» — самниваюс патамушта
): ноты пишут для гитары и для фортепиано по-разному, для удобства записи-чтения. Если же спросить, почему музыку не пишут для форте в той же октаве (т.е. примерно посередине пианины), что и для гитары, дык, все очень просто: форте много шире по частотному диапазону чем гитара. Этим надо пользоваться. Диапазон надо объять! Тембр разных октав фортепиано тут не причем.
Serpey писал(а):
Тогда почему можно считать что звук фортепиано и звук гитары (при правильном звукоизвлечении) похожи?
Мне кажется что сходство тембров есть только для нот внутри первой октавы на фортепиано (причем, как выясняется, с другой октавой гитары): октава влево/вправо тембр очень сильно меняется!
Ответ на «почему тогда…»:
Вопрос не очень понятен, чуть перефразирую, без твоего, сори, позволения
: «тогда почему ты считаешь, что звук фортепиано и звук гитары с нейлоном (при правильном звукоизвлечении) похожи?»
Я не говорил, что они похожи. Я говорил, что они обладают одним общим свойством — мягкостью.
Вторую часть вопроса, про «мне кажется, что сходство тембров…» обсуждать не берусь из-за слишком большого процента субъективности оценок, и опять таки, неопределенности определения понятия «тембр». Мое мнение такое: все ноты на фортепиано имеют общую доминирующую окраску, иначе фортепиано не было бы одним инструментом. Хотя, безусловно, но в меньшей степени, имеются и различия.
Serpey писал(а):
Я воспринимаю утверждение уважаемого Silver-а как аллегорию: надо почувствоать какое-то сходство фортепиано и гитары внутри себя и тогда ...
(такая же аллегория есть в первой лекции по теории мызыки где разным струнам гитары сопоставляются разные инструменты)
Нет, нет, и еще раз нет! Никакой аллегории нет. Сходство в звуке есть! Оно очень хорошо слышно, возможно, на него мало кто обращает внимания, из-за разных причин. Но мягкость, благородность звучания слышна отчетливо и на фортепиано, и на «правильной» гитаре с нейлоном. Призываю в свидетели Тоху. Мы вместе давили по разным клавишам в магазине «Аккорд». Я ему на словах объяснял, о чем это я. При звучащих пианинах (в том числе и синтезаторах [на синтезаторах «благородство» сильно падает, правда, все ж есть]). Он все прекрасно слышал. И меня понимает.