Национальная
Академия Гитары

GuitarForum.ru

YouTube канал национальной академии гитары
Текущее время: 31.07.21 11:21

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Методика разучивания пьес
СообщениеДобавлено: 08.12.20 17:27 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.12.14 15:57
Сообщения: 101
Как вы разучиваете произведение? С чего начинаете, шаг за шагом?
Можно ли одновременно разучивать несколько произведений? Например, 5-7 штук.
Кто может поделиться секретами запоминания.

_________________
Walter Langolf


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Методика разучивания пьес
СообщениеДобавлено: 09.12.20 14:38 
Не в сети
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.02.10 11:40
Сообщения: 651
Откуда: Владивосток
Всем привет! Вальтер, и Вам - Тебе !
Немного странно видеть вопрос от такого опытного коллеги...
Но, раз вопрос задан...
Естественно, всё начинается с изучения нотного представления.
Потом всё отыскивается на грифе гитары. определяется оптимальная аппликатура.
Потом всё долго играется по нотам.
Далее интересно - чем труднее пьеса, тем быстрее она запоминается. В принципе, я специально ничего не заучиваю, - после вполне приличного исполнения по нотам, пьеса запоминается.
Если пьеса длинная, то отработка по нотам и дальнейшее исполнение идет фрагментами(фразами), не важно - с начала или с середины или конца. А потом эти "блоки" собираются в правильную форму.
В процессе освоения (как правило, каждой пьесы) обнаруживаются сложные места. Я их отдельно отрабатываю в ежедневной утренней разминке. Попутно корректируется, оптимизируется аппликатура.
По поводу одновременного разучивания нескольких пьес - лично у меня в первоначальном разучивании лишь одна пьеса.
А вот разученных - несколько. Они - в непосредственном шлифовании !
Думаю, что с учетом необходимости поддержания в тонусе имеющегося репертуара, иметь в разучивании более одной пьесы - слишком трудоёмко.
Правда, тут тоже всё индивидуально! Многое зависит от наличия времени на любимый инструмент. Но! Даже я, находясь на пенсии и не работая, не могу весь день играть на гитаре ! И устаю, и есть необходимость развеяться, погулять, навестить друзей .... Так что всё индивидуально.
И в итоге.
Специально ничего не заучиваю. После хорошего исполнения по нотам, пьеса, как правило, запоминается. Да, могут быть моменты в произведении, их приходится заучивать. Но это - небольшие кусочки.
Если есть возможность найти разучиваемую пьесу в Ютубе, пользуюсь этим, но за образец не всегда воспринимаю. Хочется сыграть по-своему. Пока эталоном для меня является исполнение Вячеслава Шувалова!
Вот. Как-то так. Если ещё есть вопросы - обращайтесь !
Всем успехов, посещайте наш Форум !!!

_________________
Не бойся замедлиться, бойся остановиться !


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Методика разучивания пьес
СообщениеДобавлено: 10.12.20 12:51 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14.02.14 21:58
Сообщения: 162
Откуда: Брянск
Да,алгоритм действий примерно тот-же.

_________________
SMN


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Методика разучивания пьес
СообщениеДобавлено: 10.12.20 14:50 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.12.14 15:57
Сообщения: 101
Валерий, ты гениальный человек, если ты смог сыграть по нотам без ошибок и по этой причине запомнить.
У меня так не получается. Я могу играть по нотам, без ошибок, несложные вещи, но запомнить никак не даётся.
За второй курс Мореля так и не удаётся сыграть без нот на память, чтобы не было ошибок. Уже три года прошло, а я на одном произведении застрял. С Бразильским танцем как-то получилось, а с Морелем никак.
Могу сыграть по нотам много разных пьес и посложнее Мореля, но наизусть, хоть убей.
Пробовал все 5 видов памяти подключать, но ничего не помогает.
Топтаться на одной пьесе не хочется, вот и учу дополнительно. Собралась целая куча произведений, но ни одно без нот сыграть не могу. Может старость наступила и отупел? Кто знает какие-то секреты запоминания? Можно ли одновременно учить несколько пьес? Вопрос остаётся открытым.

_________________
Walter Langolf


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Методика разучивания пьес
СообщениеДобавлено: 10.12.20 21:56 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14.02.14 21:58
Сообщения: 162
Откуда: Брянск
Вальтер,конечно можно и нужно , на мой взгляд ,учить несколько произведений одновременно.Я разучиваю одну пьесу , потом играю по памяти дня три,потом также со второй пьесой , и так чередую ,пока всё прочно не закрепится на кончиках пальцев . У меня преобладает мышечная память.Так-же пытаюсь проигрывать пьесы в уме ,без инструмента перед сном.Конечно большое преимущество имеет более понравившееся произведение.Ещё я стараюсь играть,начиная с разных мест пьесы,и конечно чем больше я играю,тем сильнее "вбиваю" пьесу в пальцы.У меня другая проблема.Если долго не играю какую-то пьесу,то забываю её ,и тогда опять вспоминаю по нотам.С возрастом происходят провалы в памяти,хотя я никогда не мог похвастаться хорошей памятью !Единственное лекарство для меня-постоянно играть любимый материал.Думаю,что дальше память улучшаться не будет,поэтому играть,играть и играть !

_________________
SMN


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Методика разучивания пьес
СообщениеДобавлено: 14.12.20 11:43 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09.10.19 21:09
Сообщения: 168
Откуда: Санкт-Петербург
Я тоже задавалась таким вопросом, но в том плане , что не вредит ли это занятиям. Я вот именно так и поступаю, всегда. Мне не удается играть что-то одно. Всегда в работе 2-3-4 произведения. У меня другое затруднение - запоминаю и выучиваю пьесу очень быстро, без нот играю легко. Играть одно и тоже надоедает, принимаюсь учить следующую, тоже запоминаю быстро ( 1-3 дня, а то и несколько часов, если легкая).Но....стоит что-то забыть и обратиться к нотам, вот тут приходиться разбирать забытый кусок ,словно я его первый раз вижу. Честно. Не знаю, как это назвать. Видимо, очень плохо ноты понимаю. Выходит, мне легче играть по памяти. Я считаю, это хуже, чем бегло играть по нотам. Память-то не безгранична.
Секретов запоминания, наверно и нет. Слушаю мелодию, запоминаю ее от начала до конца. Играю по нотам. Поскольку мелодию уже знаю, то даже не смотря в ноты, могу играть правильно, ориентируясь исключительно на слух. Слух всегда подсказывает, с точностью до плутона, какая нота следующая. Не считаю, что это все правильно, но у меня вот как-то так.

_________________
Вика (Второй курс) мои записи: NikaS


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Методика разучивания пьес
СообщениеДобавлено: 14.12.20 12:42 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.12.14 15:57
Сообщения: 101
Другие видимо своими "секретами" делиться не хотят.
Не будьте жадинами. Очень важная тема для каждого.
Почему не обменяться опытом?

_________________
Walter Langolf


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Методика разучивания пьес
СообщениеДобавлено: 14.12.20 22:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19.01.04 21:16
Сообщения: 1678
Откуда: Национальная Академия Гитары
Давайте сразу на берегу договоримся о терминах: есть разбор пьесы, разучивание и отработка.

Смотрите:
- Разбор пьесы - это разбор нотного материала пьесы без выучивания его наизусть.
- Разучиванием музыканты обычно называют выучивание, запоминание нотного текста пьесы наизусть. То есть, когда вы можете сыграть пьесу не глядя в ноты.
- Отработка пьесы - это доведение её до всё более и более высокого, совершенного уровня исполнения, а в конечном итоге - до концертного варианта. Эта работа идет когда пьеса вами уже выучена наизусть.

Так вот, разбирать и отрабатывать одновременно можно несколько пьес. А вот разучивать наизусть в данный конкретный промежуток времени получится одну, максимум две пьесы. Если пытаться разучивать большее количество пьес, то вы рискуете ввергнуть свой мозг в путаницу. Учить одновременно несколько произведений людям с обычной памятью - чрезвычайно сложно! Для этого нужно иметь огромный объем памяти или очень большой опыт занятий музыкой "с младых ногтей".

В идеале, разучивать (то есть, учить наизусть) следует только одну пьесу. Выученные автоматически переходят в блок отрабатываемых пьес.
После этого можно начинать учить другую пьесу.

Это я постарался ответить на вопрос, можно ли учить пять-семь пьес одновременно.

Идем далее.

Сложности с запоминанием нотного текста пьесы есть практически у всех.
Для преодоления этих сложностей существует много "хитростей". Например, разбивание пьесы на логические куски - фразы, предложения, периоды, части и последовательное выучивание куска за куском, а затем соединение их между собой. Это элементарно и понятно.
В чем хитрость?
В том, что мы учим не просто, например, предложение - четырехтакт, а обязательно с захватом сильной доли следующего предложения.
Почему так?
Чтобы когда вы будете соединять куски между собой, эти перехлесты обеспечили надежное сцепление музыкального материала в вашей памяти.
То есть, мы учим предложение с первой доли первого такта не до последней доли четвертого такта, а до первой доли пятого такта!

Еще, разучивая пьесу нельзя играть её все время в быстром темпе!
Темп нужно варьировать: медленный, средний, быстрый. И обязательно заканчивать работу проходом пьесы в спокойном или даже медленном темпе.
Потому что при каждом проигрывании в мозге происходит "перезапись". И если последнее проигрывание будет не качественным, это запомнится очень хорошо, а главное со всеми ошибками, которые затем будут вылезать в самый неподходящий момент.

И еще один хороший совет:
Нужно учиться начинать играть с любого места (с любой доли любого такта) разучиваемого отрывка. Это сложная, но очень полезная методика работы.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Методика разучивания пьес
СообщениеДобавлено: 15.12.20 0:49 
Не в сети
Академия Гитары
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14.01.12 21:53
Сообщения: 568
Откуда: Национальная Академия Гитары
Вопрос о способах запоминания - очень неоднозначный!

И тут дать советы, подходящие всем и каждому - просто невозможно. Поэтому, пожалуй, стоит рассказать как это происходит у разных людей.
С этой точки зрения, я присоединяюсь в просьбе Вальтера: расскажите, как происходит выучивание именно у вас?
Ну а я расскажу, какие варианты встречались мне...
Кому-то для выучивания нужно долбить и долбить пьесу: в одном и том же темпе с одними и теми же нюансами в течение многих и многих часов и дней. Такие музыканты есть, хоть их и мало. Этот вариант малоэффективен и свойственен музыкантам-спортсменам: упорным и, честно скажем, не очень готовым к анализу и самоанализу.
Но этот вариант есть и делать вид, что такого не существует - не стоит. Он самый затратный и по времени, и по силам.

На мой взгляд, стоит внимательнее относиться к своим склонностям и возможностям. Использовать свои сильные стороны, как физические, так и психические.
Во-первых, вы знаете, что все мы делимся на визуалистов, аудиалистов и кинестетиков. Соответственно, каждый лучше будет выучивать, ориентируясь на свои индивидуальные возможности, сильные стороны.
Слухач (аудиалист) очень быстро запомнит звучание и ему проще будет первоначально ориентироваться именно на слуховую память, пытаясь воссоздать звучание - иногда даже с элементами "подбора". Конечно, проверяя правильность результата через сравнение с нотным текстом. Ну и обязательным исправлением "ошибок".
Визуалисту стоит сконцентрироваться на запоминании вида нотного текста. Некоторым удается даже "видеть ноты" внутренним взором и играть по этим "нотам". Им действительно, очень легко выучивать пьесу просто играя по нотам.
Кинестетику (то есть тому, кто лучше всего понимает и запоминает движения) легче запомнить именно движения, положения рук, проверяя себя второй - относительно сильной системой. Если это визуальная система - следя за движениями рук или внутренним видением нотного текста, если же относительно сильная система - слуховая, то на слух.

В общем, нужно искать то, что Вам ближе, что дает лучший результат. Понаблюдайте за собой, что и как происходит у вас. Попробуйте поэкспериментировать, поищите какой вариант вам ближе.

По разному у нас работает и соотношение кратковременной и долговременной памяти. Это очень влияет на процесс выучивания.

У кого-то кратковременная память "схватывает" очень быстро, но вот в долговременную выученное переходит с трудом. Вроде сегодня играю наизусть, а завтра - почти ничего не помню!
А у кого-то наоборот: кратковременная дает сбои, но уж если в ней что-то осталось - это навсегда!

Тут тоже нужно искать свой "стиль".

Во-первых, на запоминание влияет время занятий: кто-то лучше запоминает утром, кто-то вечером, а кому-то нужна ночь (увы, совы реально есть...)

Во-вторых, объем выучивания. Кто-то запоминает большими кусками и вразброс, а кто-то так, как мы советуем на первом курсе - прибавляя к выученной части кусочки (бОльшего или меньшего размера), и так постепенно расширяя выученную часть пока не дойдет до конца пьесы.
Обычно легче запоминается то, над чем приходится больше работать - части со сложными в исполнении моментами - быстрыми пассажами, сложными последовательностями аккордов и пр. Учите сложные кусочки, а потом соединяйте их с остальными частями пьесы.

В третьих - способ организации самого процесса выучивания.
Кому-то нужно учить ежедневно и последовательно, а кому-то стоит иногда делать "большие перерывы".
Ведь можно учить и учить одну пьесу, пока не выучишь до конца. Упорно. А если процесс надоел, а до конца пьесы еще ой как далеко? Не бойтесь "забросить" пьесу на несколько дней. Может быть, вернувшись к ней через пару недель или даже больше, Вы вспомните выученное буквально после одного-двух проигрываний, и увидев результат, продолжите учить с бОльшим удовольствием? А ведь удовольствие от процесса - очень важный момент, стимулирующий память!

Что стоит учитывать при разучивании:

1. Переход из оперативной памяти в долговременную занимает от нескольких часов до суток!
То есть, вполне можно, и даже нужно, делать при разучивании перерывы. Нужно помнить, что запомнили мы что-то или не запомнили, можно выяснить только через сутки. И главное, консолидация (то есть, сохранение в долговременной памяти) наиболее эффективно идет во сне. Поэтому повторение перед сном помогает запоминанию.

2. Помните, что эффективное запоминание идет не более 10 минут. При разучивании ОБЯЗАТЕЛЬНО нужны короткие (хотя бы пятиминутные) перерывы. Если пьеса небольшая, её можно проиграть подряд два-три раза (не больше!), а потом обязателен короткий перерыв! Пьесу побольше лучше проиграть всего один раз. Пройдитесь по комнате, посмотрите в окно, выпейте пару глотков чая или воды... Отвлекитесь! Подвигайтесь! Пусть ваш мозг переключится, отдохнет. Опять проиграйте один-два раза и опять короткий перерыв. Так вы можете сохранять активное внимание и хорошую способность к запоминанию в течение длительного времени.

3. Самое важное для запоминания - последнее проигрывание. Поэтому последний раз всегда надо играть очень спокойно и качественно. Иначе запомнятся ошибки. И потом придется переучиваться. Для запоминания лучше сыграть один раз спокойно и обстоятельно, чем десять в быстром темпе и, тем более, с ошибками.

4. Если вы запоминаете с большим трудом, то почаще играйте на память то, что помните. Пусть даже приходится останавливаться и выискивать в нотах, что там дальше. Так вы выясните, какие части выучились, а что надо учить целенаправленно. Да и память тренируете. А главное, тренируете веру в свои силы. Ведь если вы можете сыграть на память часть пьесы, значит, сможете выучить и всю! Всё решает количество попыток и вера в свои возможности.

В общем, ищите свою "методику" заучивания пьес наизусть. Пробуйте разучивать по-разному, выясняйте, что лучше дается именно вам.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Методика разучивания пьес
СообщениеДобавлено: 15.12.20 2:46 
Не в сети
Администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25.02.10 11:40
Сообщения: 651
Откуда: Владивосток
Огромное спасибо нашим уважаемым преподавателям за ценные советы ! :hand:

_________________
Не бойся замедлиться, бойся остановиться !


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB