Moroz писал(а):
Музыка выдающихся музыкантов действительно льётся как живое дыхание и не поддаётся воспроизведению под метроном. Вы верно и образно сравнивает попытки такой игры с попытками чтения стихов под метроном. Но! Внутри этого свободного дыхания есть ещё один ритм. По антропоморфной аналогии с дыханием я бы назвал его ритмом сердцебиения. И этот ритм гораздо жестче. Это очень хорошо слышно в том рахманиновском примере. Другими словами, временнАя длина тактов разная, повинующаяся замыслу или настроению исполнителя, а вот внутри такта - доли распределены очень точно. Они либо равны, либо РАВНОМЕРНО ускоряются или замедляются.
Вы очень хорошо выразили мысль!
Все это, конечно, так и есть. Музыка, как и железная дорога (прошу прощения за утилитарность сравнения, но именно это пришло здесь на ум) не терпит резкостей, толчков, иначе получается "рваное" дыхание её - музыки, как при смерти
Именно поэтому все музыкальные педагоги учат ровному, плавному accelerando (аччелерандо - ускоряясь) или ritenuto (ритенуто - замедление). И это правильно.
Но Вы совершенно правильно заметили, что внутри метро-ритмической ткани музыки есть, как минимум, еще один ритм - тот, которым наделяет её сам исполнитель - это то "дыхание", биение, пульс музыки, который свойственен именно ему, которое живет у него в голове и касается именно этой музыки. У другого исполнителя это "дыхание" будет несколько другим. И тогда, в том же темпе и с теми же ускорениями/замедлениями музыка будет все же чуть по-другому восприниматься у другого исполнителя.
Именно об этом, судя по всему, и говорит Томми, когда упомянет биение восьмых и создание своим внутренним слухом грувов воображаемого барабанщика.
НО! Есть и другая, совершенно иная плоскость метро-ритмического "дыхания". Как бы это объяснить...
Я для этого более всего люблю приводить в пример выдающихся акторов-чтецов. Например, Иннокентия Смоктуновского. Это, наверное, самый яркий образец и самых удачных пример того, как можно совершенно вроде бы аритмично создавать глубочайшие художественные образы. И в том числе за счет звука - интонаций, плюс тончайшего владения метро-ритмом, который, как я уже написал, на первый взгляд воспринимается, как полное отсутствие такового.
Могут сказать, что декламация и игра музыки - это совершенно разные и не применимые друг для друга вещи. Ан, нет! На самом деле и то и другое - работают по одним и тем же законам нашей психики, только многие это не видят...
Послушайте еще раз, как читает Смоктуновский "Евгения Онегина" (всего не нужно, хотя бы начало)!
Это будет очень полезно, что еще раз на этом примере поразмышлять о том, что в искусстве все иррационально, в нем у гениев никогда 2x2 не бывает 4. Может быть и 5, и 3, и - 1... Что угодно бывает, но только не 4....
P.S. К слову сказать, у посредственностей - ВСЕГДА 4!