Рома, приветствую! Конечно, самостоятельность в выборе и
разборе пьес это очень важные, на мой взгляд, качества. Их надо развивать. Но у конкурса есть и обратная сторона медали, которую мы не можем игнорировать. Конкурс, в отличие от концерта, это полуспортивное мероприятие. Жюри, участники, голосующие студенты - все мы - должны таки выбрать кто же взял больший "вес"
А вот тут начинается самое интересное - система оценок. На эту тему было уже поломано немало копий. Предлагались трехбальная, пятибальная и нынешняя десятибальная шкала, предлагалось оценивать отдельно технику и музыкальность, предлагалось установить конкретные критерии - посадка, звукоизвлечение, сложность, чувственность, музыкальность и т.д. Однако, варианта, устраивающего всех, так до сих пор и нет. А это порой порождает всякого рода непонятки и обиды.
Приведу простой пример. Он, кстати, реально присутствует на всех наших конкурсах. Один человек готовит, к примеру, "Чакону" И.С. Баха, а второй, к примеру, "Во саду ли ...". Примеры взяты нарочито грубо, просто чтобы понятнее было. Первый много месяцев трудится над Бахом, тщательно прорабатывает и шлифует каждый такт. Второй, затратил на свое произведение месяц, причем особо сильно не заморачивался. Наконец, выступление на конкурсе. Первый играет свою "Чакону", но исполнение все же не идеальное - есть нераскрытые или неправильно интерпретированные моменты, есть кое-где технические промахи и т.д. А второй так играет свое "Во саду ли ..." - аж дух захватывает! А образы как раскрывает! И сад, и огород, и собачка ... то есть девица - все как на яву! И вот тут выясняется, что упорный труд первого не оценен голосующими. Первому ставят 6 баллов, а второму - 10. Представьте состояние первого конкурсанта. Как же тут справедливо оценить?
Вопрос - как мы будем оценивать разношерстную, разноплановую и зачастую совсем незнакомую музыку? По-моему, абсолютная свобода невозможна. Должны быть определены некоторые, пусть достаточно общие, критерии. Один из них - это включение в программу всем знакомого (еще лучше - играемого) произведения.