Да, действительно, очень интересный разговор здесь получился, я тоже поддерживаю эту мысль!
И попутно, с вашего позволения, постараюсь вставить несколько коректировочных моментов.
Но сначала, я бы хотел оговориться.
Пожалуйста, ни в коем случае не воспринимайте эти мои поправки, как личное оскорбление или обиду! Уверяю вас, я ни на йоту не допустил бы это. Дело немного в другом и это другое гораздо важнее!
Дело в том, что мы здесь для того и общаемся, чтобы делиться информацией и знаниями. И нам бы очень хотелось, чтобы вы в разговоре демонстрировали бы очень высокий уровень музыкальной культуры. Ну это знаете, как сейчас все говорят полифонИя! Это действительно применимо, когда говорят о телефонИи. Но когда человек, имея в виду музыку, говорит так же, ставя на том же слоге ударение, то это говорит только о том, что он к музыке имеет очень опосредованное отношение (если вообще его имеет). Музыкант же, имея в виду старинное многоголосное произведение, в котором все голоса имеют равноценную функцию, скажет полифОния.
Так вот назвавшись очень громко Национальной академией гитары, мы в том числе преследовали и мысль о том, что наши студенты в процессе учебы у нас должны постепенно и шаг за шагом приобщиться к самой высокой музыкантской культуре и отличаться от многих и многих других по-настоящему глубокими профессиональными знаниями.
И именно все вы - наши уважаемые форумчане и соратники, как раз и имеете больше всего возможностей для этого. Потому что мы с вами, общаясь здесь все вместе, имеем возможность говорить о том, чего нельзя учесть в Лекциях. Здесь мы касаемся самых разных тончайших моментов, которые можем обсудить. И мы можем передать вам все свои знания и наработки, полученные и накопленные за годы получения фундаментального музыкального образования, а также и общения с другими профессиональными музыкантами и собственного саморазвития.
И если мы не будем говорить о таких вещах, то может оказаться, что вам никогда этого не подскажут другие музыканты, просто потому что вы не их ученики и они, как бы не имеют на это морального права. Ну а мы это просто обязаны делать в силу того, что мы учим вас. Но при этом, еще раз подчеркиваю, мы никоим образом не хотим вас уколоть или обидеть, поверьте!
Я очень надеюсь, что моя мысль будет понята и принята.
Если же нет, то просто можно написать мне (например, в личку) о том, что у кого-то есть другая точка зрения на этот счет. И я приму это к сведению и точно так же без обид не буду больше давать своих непрошеных советов...
Итак, когда вы говорите о пианистах, то лучше сказать, что они играют не "на пианино" (это всего лишь уменьшенная, комнатная модель концертного инструмента - рояля, измененная в соответствии с необходимостью занятия как можно меньшей площади в доме, а следовательно являющаяся как бы суррогатным инструментом, по отношению к роялю). Лучше сказать, что они играют на фортепиано. Это более точно с музыкантской точки зрения. Это точно так же, как говорят: не пианинная, а фортепианная техника; не пианинная (или рояльная), а фортепианная литература или фортепианная музыка и т.д.
Как только в разговоре с музыкантом вы скажете, что композиторы играли на пианино, ему станет ясно, что вы не являетесь проффи в понимании музыки. Это как в известном мультфильме о Винни Пухе: он говорил, что у него правописание хорошее, но почему-то хромает. Точно так же и здесь, вы говорите о музыке, следовательно, что-то в ней понимаете (тем более, что, допустим, очень неплохо играете на одном из музыкальных инструментов, например, на классической гитаре) и имеете признаки музыкальной культуры (и она у вас, допустим, хорошая, как у Винни Пуха), но при этому ему (музыканту) будет очень хорошо понятно, что почему-то она (музыкальная культура) у вас немного хромает. Видимо потому что вы не учились в хорошем учебном заведении. А вот этого нам (и вам, надеемся) очень бы не хотелось иметь, а хотелось бы, чтобы ваша музыкантская культура была бы полноценной и без малейшей "хромоты". Чего, надеемся вы со временем достигнете обязательно!
Идем далее.
Говорить, что "... композиторы (не те, кто себя называет так, а по сути своей) пишут музыку для любого инструмента сначала на пианино." тоже не совсем корректно.
Было много настоящих признанных композиторов, которые писали музыку, играя и на других музыкальных инструментах!
Конечно, большая часть композиторов (по крайней мере ближайших к нашему времени) все-таки так и делала - они сочиняли музыку, играя на фортепиано. Но все-таки далеко не все.
Всех имен, конечно, я сейчас навскидку не припомню, но вот например, один из признанных классических симфонических композиторов Гектор Берлиоз, многие свои темы для своих симфонических произведений сочинил как ни странно именно на гитаре (кстати, гитара была его приоритетным инструментом, которым он в совершенстве владел и даже посвятил ей целую главу в своем фундаментальном труде по инструментовке!).
Точно так же и Никколо Паганини писал для скрипки свою бессмертную сверхвиртуозную музыку, играя именно на скрипке, и никак не притрагиваясь при этом к фортепиано. Более того, делая аранжировки своих сольных произведений для совместного исполнения их вместе с оркестром, он так же не притрагивался к фортепиано.
А если учесть, что фортепиано, как инструмент все-таки значительно моложе, чем, например, та же гитара, а тем более лютня или виуэла, то можно сделать вывод, что была масса композиторов дофортепианной эпохи, которые создавали самую разную (и в том числе гениальную) музыку, играя вовсе не на фортепиано, а именно на каких-то других инструментах - скрипках, лютнях, виолах, виуэлах, гитарах и т.д.!
Кстати, по заверению историков европейской музыки, в разных старинных хранилищах, библиотеках и подвалах до сих пор хранятся такие огромные залежи средневековых табулатур, к которым еще даже не притрагивалась рука исследователя, и которые до сих пор не расшифрованы, что масштаб этой неизвестной нам старинной литературы не идет ни в какое сравнение с количеством произведений например, той же классической эпохи! И кто знает, может быть со временем будут открыты такие же гениальные творения, которые будут под стать тому же "Адажио" Альбинони, глубочайшей музыке Джона Дауленда (иногда говорят Доуленда) или величайшим творениям Антонио Вивальди!
Но для нас с вами в этой мысли важно другое - они все, создавая самую разную музыку, НЕ играли на фортепиано! Поэтому не все настоящие, признанные композиторы обязательно сочиняли свои гениальные творения исключительно на этом клавишном инструменте...