Давайте я попробую высказать свое мнение по этому вопросу.
Я, как я уже рассказывал, в свое время играл в самодеятельном ансамбле на мандолине. Мы играли как песни собственного сочинения, так и некоторые общеизвестные джазовые композиции. Джаз же предполагает импровизацию. Да и аранжировки собственных песен тоже часто строились на импровизационной игре, в процессе которой наиболее удачные ходы фиксировались и использовались в дальнейшем.
Тогда же я читал книги, посвященые джазу (например, Манилов-Молотков "Техника джазового аккомпанемента на гитаре", И.Бриль - что-то про джаз на фортепиано, не помню, как называется, ну и там еще что-то). Из этих книг вынес знание, что импровизация бывает мелодическая и гармоническая. Чаще всего в ансамблях используется мелодическая импровизация - все музыканты играют одну гармоническую основу, а солисты по очереди играют под эту гармонию свои импровизационные "квадраты". Гармоническая импровизация сложнее - она предполагает смену гармонической схемы по ходу игры, а, следовательно, необходима очень хорошая сыгранность и взаимопонимание музыкантов.
Ну, конечно, импровизация возможна не только в ансамбле, но и при сольной игре, о чем мы и говорим в рамках этой темы.
Так что же такое импровизация вообще? Строго говоря, это исполнение музыки без предварительной подготовки. То есть человек играет ту музыку, которая рождается у него в голове в этот самый момент игры. Сложно ли это? Да, сложно. Очень сложно. Для того, чтобы сыграть музыку, которая только что родилась, нужно в совершенстве владеть инструментом. Нужно абсолютно точно сопоставлять звуки, которые мы хотим воспроизвести, с расположением их на грифе гитары (искать нужную ноту некогда!). В идеале нужно уметь мгновенно гармонизировать мелодию и играть эту гармонию. Нужно иметь хорошую музыкальную фантазию, чтобы мелодия, рождающаяся в голове, была действительно интересной. В общем, настоящая импровизация у меня не получалась никогда.
Но существуют способы упрощения импровизационной игры. Многие музыканты используют нечто вроде "музыкального конструктора" - заранее созданный набор музыкальных фраз, которые и играют в разной последовательности, соединяя их как кирпичики, или даже как строительные блоки. Еще можно играть в
пентатонике - тогда почти каждая нота хорошо ложится в гармонию (об этом пишется в наших лекциях по электрогитаре). Конечно, при этом речь не идет о том, чтобы сыграть мелодию, рожденную в голове. Человек просто наигрывает нечто, укладывающееся в заданную гармонию. Такая импровизация у меня получалась, и даже иногда неожиданно были очень красивые ходы.
Короче, что я хочу всем этим сказать. Хочу сказать, что для импровизационной игры всегда нужна соответствующая подготовка. Нельзя дать человеку инструмент и сказать :"Играй, что попало - нам нужна импровизация". Импровизационная игра - это особый вид игры. Ему нужно учиться.
Поэтому лично я
не поддерживаю идею конкурса импровизаций. Хотя я и не студент уже...
Так что можете мое мнение с чистой совестью проигнорировать.