Не последнюю роль при построении, как аккомпанемента, так и соло партии, играет знание, или, если так можно выразиться, "ориентирование" в различных ладах, умение построить аккомпанемент/мелодию в рамках одного лада, или же в гармоничной их "связке".
Несколько раз на форумах я встречал неправильное применение термина "гамма" вместо термина "лад". Мол, я нашел в Интернете и скачал гамму и буду ее играть. На встречный вопрос, зачем нужна гамма в отрыве от лада, лежащего в ее основе, следовал еще более нелогичный ответ: мол, лады строятся от ступеней гаммы.
Поэтому хотелось бы внести чуть-чуть ясности.
Лад, в первом приближении, можно получить, выбрав любой произвольный набор нот (обычно семь нот) из существующих двенадцати нот. Одна из выбранных нот является опорной - тоника. Все. Никаких ступеней гаммы.
Звучание лада строится (оценивается, ощущается) относительно тоники, поэтому звучание лада можно услышать, только акцентировав тонику в аккомпанементе, а еще лучше - построив аккорды (трезвучия) из нот этого лада.
Соответственно, если наложить произвольный лад, а уж тем более нетранспонированную гамму, на произвольный аккомпанемент, в большинстве случаев получится просто диссонанс. Например, миксолидийский мажор отличается от натурального пониженной седьмой ступенью. И если вы хотите строить соло в миксолидийском мажоре вместо натурального, то и аккомпанемент надо (желательно) поменять, понизив в нем седьмую ступень. А просто накладывать миксолидийский мажор на все, что под руку попадается - будет звучать некрасиво.
Это к вопросу о построении соло из скаченных гамм.
Теперь вернемся к ладу. Это набор нот плюс тоника.
Так вот, один из таких наборов нот (а именно - ионийский лад) получил название "натурального мажора", и он лежит в основе натуральной мажорной гаммы. Ну назвали его так, и все, хотя он не лучше и не хуже остальных.
Он имеет интервальную структуру тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Существует еще 6 ладов, которые имеют ту же самую интервальную структуру, с той же последовательностью, только как бы сдвинутую относительно ионийского лада. Например, дорийский лад имеет структуру тон-полутон-тон-тон-тон- полутон-тон. Все эти 6 ладов тоже ничем не лучше остальных ладов, но за свое сходство с ионическим ладом получили название "основных". Это дорийский, фригийский и эолийский (натуральный) миноры; лидийский и миксолидийский мажоры; и локрийский лад.
Так вот, если ты вдруг забыл интервальную структуру какого-то из этих ладов, ее можно вспомнить, сдвинув интервальную структуру натурального мажора. Или, как часто пишут, "построить лад от ступеней мажорной гаммы". Это чисто математическая операция, не музыкальная, просто, например, ноты натурального G-мажора совпадают с нотами A-дорийского лада (вторая ступень). Но никто ни на ком не строится! Просто у них совпадают составляющие их ноты.
Вы же не говорите, что ми-минор строится на соль-мажоре, верно? Просто у них ноты одинаковые.
И это относится только к т.н. "основным" ладам.
Например, лад гармонического минора ну никак не "построить" на нотах (ступенях) натурального мажора, у них интервальная структура разная.
|