Немного не в тему предстоящего концерта... Но все же решил написать...
Зашел на официальный сайт Ю.Нугманова!
Ну что сказать?
Если очень кратко и не вдаваясь в подробности, то, наверное, так:
1. Очень хороший музыкант и прекрасный виртуоз;
2. Отличается превосходной "школой" и практически безупречно выстроенной технологией игры;
3. Имеет интересный, разнообразный, содержательный, а главное, высокохудожественный репертуар;
4. Как исполнитель, он особенно хорош в виртуозных произведениях;
4. И наконец, он, безусловно, делает очень большое дело в теме популяризации гитары!
Что мне не очень понравилось:
1. В кантиленных произведениях заметна некоторая "рваность" голосоведения (кстати, на обычных колонках это не очень заметно, а вот в Hi-Fi наушниках такой нюанс как-то сильно бросился в уши...). Особенно мне это показалось заметным на примере его исполнения "Осенней песни" П.И.Чайковского (а это, надо сказать, не запись с концерта, а вполне профессиональная студийная запись!).
2. Несколько ярковато-плосковатый звук, в котором не хватает теплоты, глубины и объема, которые гитара вполне может дать при известном умении извлекать звук, а главное, при стремлении к максимально совершенному туше.
(Мне кажется, что Нугманов не вполне удачно выбрал форму заточки ногтей (судя по фото, на котором немного видна форма его ногтей, но в любом случае об этом говорит его звук...)
Я это пишу вовсе не потому что хочу покритиковать этого гитариста и не для того, чтобы вы не пошли на его концерт. Мы здесь ведь не просто меломаны собрались, мы здесь говорим о профессиональных аспектах исполнительства на гитаре и должны в них разбираться до тонкостей, чтобы знать что, почему и как. И поэтому я затеял это обсуждение с единственной целью - чтобы вы еще раз послушали (например его записи) и обратили на эти нюансы свое внимание, сделали свои выводы и на их основе учились как нужно делать, а что не стоит повторять. Еще раз подчеркиваю, мы говорим не о личностях, а о тончайших гитарных исполнительских вопросах, анализируем их и УЧИМСЯ на них!
Дальше я зашел в раздел "Пресса". Открыл статью "Лучше испанки нет никого". С удовольствием прочитал.
В ней он высказывает на мой взгляд очень грамотные и обстоятельны мысли, например, о проблемах репертуара для современной гитары, принципов игры фламенко и классической гитарной школы (в частности, о сопутствующих этому проблемах переигрывания рук классического гитариста).
Но вот дальше, наткнулся на следующие его заявления, которые, на мой взгляд, просто "ни в какие ворота не лезут":
1. "
Любая (выделено мною)
серийная (читай фабричная) испанская гитара,
во сто раз лучше, чем российская мастеровая." Ну знаете, ли-с...
А как тогда по поводу приснопамятной "Паолины Бернабе", о которой я специально снял ролик?!!
И это не просто "любая" дешевенькая "фабричка" - тыщь этак за 15, это инструмент за более чем 120 000 руб.!
Нугманов понимает, что он говорит? Или это что?! Он вообще-то нормальных отечественных мастеров-то видел? Разве так можно всех под одну гребенку! Да и вообще, как так можно одним махом поставить жирный крест на всем российском мастеровом гитаростроении!
Не понятно...
И далее:
"А еще отечественные гитары, отличаются одинаковым звуком на всех ладах. Так что ищите себе "испанку", не прогадаете."
Мдас...
Вообще-то динамическая, сустейновая и тембровая ровность диапазона инструмента всегда была не недостатком, а его несомненным достоинством!
И это относится К ЛЮБЫМ, как к испанским, так и японским, российским или каким-то еще другим, естественно, хорошим гитарам!
Я представляю, что бы сказал пианист по поводу рояля, у которого бы все звуки по сустейну, тембру или громкости БЫЛИ БЫ РАЗНЫЕ?!!
Почему же тогда многие ведущие мировые звезды предпочитают играть НЕ на испанках, а на немках, австралийках, японках, корейках и т.д.?
Вот например, не так давно (я уже писал об этом) слушал "живьем" концерт нашей (имею в виду, челябинской) выпускницы Института музыки Ирины Куликовой-Фелленданс (сейчас она живет в Нидерландах):
http://www.youtube.com/watch?v=xiEZPRg3p_g .
У нее инструмент великолепного австралийского мастера Simon Marty.
В том же концерте (у другого гитариста, участвовавшего в нем) была мастеровая испанка...
Так вот в сравнении в ней, гитара Ирины - это просто космос!!! Такой красоты, певучести, глубины, бархатистости и благородства звука я просто не слышал уже очень-очень давно... Впечатление просто потрясающее!!!
Поэтому то, что "изобретают в гитаростроении" обусловлено как раз очень серьезными задачами развития акустических и исполнительских свойств инструмента и музыкальными задачами, а не "амбициями" того или иного мастера, как считает Нугманов!
Опять-таки это не "камешек в огород" Ю.Нугманова! Он волен думать как хочет.
Это информация к нашему с вами анализу и к размышлению относительно гитарных вопросов и мои мысли только по этому поводу! Личности, повторяю, здесь совершенно ни при чем.
Как говорил Платон: "Сократ мне друг, но истина дороже!" (возможно наоборот
)
Вот такие дела...