Национальная
Академия Гитары

GuitarForum.ru

YouTube канал национальной академии гитары
Текущее время: 29.03.24 0:49

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Гаммы и лады
СообщениеДобавлено: 21.07.04 12:09 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 12.01.04 12:59
Сообщения: 1230
Откуда: Москва
Не последнюю роль при построении, как аккомпанемента, так и соло партии, играет знание, или, если так можно выразиться, "ориентирование" в различных ладах, умение построить аккомпанемент/мелодию в рамках одного лада, или же в гармоничной их "связке".

Несколько раз на форумах я встречал неправильное применение термина "гамма" вместо термина "лад". Мол, я нашел в Интернете и скачал гамму и буду ее играть. На встречный вопрос, зачем нужна гамма в отрыве от лада, лежащего в ее основе, следовал еще более нелогичный ответ: мол, лады строятся от ступеней гаммы.

Поэтому хотелось бы внести чуть-чуть ясности.

Лад, в первом приближении, можно получить, выбрав любой произвольный набор нот (обычно семь нот) из существующих двенадцати нот. Одна из выбранных нот является опорной - тоника. Все. Никаких ступеней гаммы.

Звучание лада строится (оценивается, ощущается) относительно тоники, поэтому звучание лада можно услышать, только акцентировав тонику в аккомпанементе, а еще лучше - построив аккорды (трезвучия) из нот этого лада.

Соответственно, если наложить произвольный лад, а уж тем более нетранспонированную гамму, на произвольный аккомпанемент, в большинстве случаев получится просто диссонанс. Например, миксолидийский мажор отличается от натурального пониженной седьмой ступенью. И если вы хотите строить соло в миксолидийском мажоре вместо натурального, то и аккомпанемент надо (желательно) поменять, понизив в нем седьмую ступень. А просто накладывать миксолидийский мажор на все, что под руку попадается - будет звучать некрасиво.

Это к вопросу о построении соло из скаченных гамм.

Теперь вернемся к ладу. Это набор нот плюс тоника.

Так вот, один из таких наборов нот (а именно - ионийский лад) получил название "натурального мажора", и он лежит в основе натуральной мажорной гаммы. Ну назвали его так, и все, хотя он не лучше и не хуже остальных.

Он имеет интервальную структуру тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Существует еще 6 ладов, которые имеют ту же самую интервальную структуру, с той же последовательностью, только как бы сдвинутую относительно ионийского лада. Например, дорийский лад имеет структуру тон-полутон-тон-тон-тон- полутон-тон. Все эти 6 ладов тоже ничем не лучше остальных ладов, но за свое сходство с ионическим ладом получили название "основных". Это дорийский, фригийский и эолийский (натуральный) миноры; лидийский и миксолидийский мажоры; и локрийский лад.

Так вот, если ты вдруг забыл интервальную структуру какого-то из этих ладов, ее можно вспомнить, сдвинув интервальную структуру натурального мажора. Или, как часто пишут, "построить лад от ступеней мажорной гаммы". Это чисто математическая операция, не музыкальная, просто, например, ноты натурального G-мажора совпадают с нотами A-дорийского лада (вторая ступень). Но никто ни на ком не строится! Просто у них совпадают составляющие их ноты.
Вы же не говорите, что ми-минор строится на соль-мажоре, верно? Просто у них ноты одинаковые.

И это относится только к т.н. "основным" ладам.

Например, лад гармонического минора ну никак не "построить" на нотах (ступенях) натурального мажора, у них интервальная структура разная.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20.09.04 10:54 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 12.01.04 12:59
Сообщения: 1230
Откуда: Москва
После вопроса структуры лада было бы вполне логично вспомнить о довольно распространённом заблуждении многих гитаристов. Звучит оно обычно так: "Играть не зная нотную грамоту можно... точно знаю...".. Или так: "Да сейчас наверно грамота и совсем не нужна... столько напридумывали"... "Сэр Пол до сих пор дупля не вяжет в нотной грамоте, и это ему совсем не мешает"...
Почему люди, играющие на других инструментах, не спрашивают, нужно ли им музыкальное образование? Ну почему? Вот, даже на форум вокалистов зайдите, ни один вокалист не задаст вопрос, нужно ли ему знать ноты или нет!
И только у гитаристов начинается...
Зачем ноты учить? Табы есть!
Зачем записывать музыку на бумагу? Магнитофон есть!
Зачем учиться постановке рук? Мне друг покажет, который у своего брата подсмотрел, а брат - у своего друга!
Зачем гармонии учиться? Тыкай в гриф куда-нибудь, и будет тебе щастье, как сэру Полу когда-то!
И не надо сводить теорию только к чтению нот. Ноты - это вообще ерунда, у нас студенты за две лекции (т.е. за две недели) их осваивают. То есть не просто осваивают, а вполне быстро находят на грифе. Хотя практика для уверенного чтения с листа, конечно важна, и не двухнедельная.
Но это же еще не все! Ноты - это основа!
Ну, объясните мне без помощи нот, хотя бы что такое септаккорд? Не только, какие они бывают, а ПОЧЕМУ они такие бывают?
Или та же пентатоника... Объясните мне без нот и теории лада, ПОЧЕМУ в минорную/мажорную пентатонику входят именно эти ноты, а не другие? Разовьём пример с пентатоникой, раз уж она в этой теме пробегала.
Берем минорную пентатонику. Откуда она берется? Пять нот из семи нот натурального минора. (вот вам первый заход в теорию: надо знать, что такое натуральный минор . Например, из ля-минора (A-B-C-D-E-F-G) получаем минорную пентатонику (A-C-D-E-G). Но ПОЧЕМУ именно эти пять нот?
Для этого мы должны сделать еще один экскурс в теорию и разобраться с основными минорными ладами. Эту часть я опять пропускаю, долго рассказывать, но мы в результате имеем три минора:
- Натуральный минор (эолийский лад) A-B-C-D-E-F-G
- Дорийский минор: A-B-C-D-E-F#-G
- Фригийский минор: A-Bb-C-D-E-F-G
Каждый из них имеет свое особое звучание (вот вам переход от теории к практике: послушать, почувствовать, запомнить звучание каждого из них, чтобы потом ОСОЗНАННО применять на практике).
Теперь внимательно смотрим на них и видим, что отличаются они друг от друга второй и шестой ступенью (B-Bb и F- F#). Выбрасываем эти ступени и получаем минорную пентатонику A-C-D-E-G, которая СОХРАНЯЕТ МИНОРНОЕ ЗВУЧАНИЕ, НО НЕ ИМЕЕТ ЛАДОВОГО ОКРАСА. Это как бы элементарная минорная конструкция для обыгрывания основных минорных ладов!
Отсюда и приходим к пентатоническому "боксу" на грифе - элементарной аппликатурной конструкции, в которой есть все основные минорные ноты, но нет второй и шестой ступеней, придающих ладовый окрас звучанию. При импровизации в боксе мы будем добавлять эти ступени, но уже не на шару, не тыкаясь слепо куда угодно, а осознанно, для получения определенного настроения в соло.
Теперь попробуйте объяснить все это, не вдаваясь в теорию и не оперируя названиями нот/ступенями?
Для того, чтобы перейти от натуральных минора-мажора к более сложным и необычным ладам, строить интересные аккорды и т.п., и не превратить при этом музыку в месиво, нужно знать хотя бы азы теории. Теория (то есть передача информации от преподавателя) изучается с помощью нот.
Для того, чтобы вся группа поняла, чего ты хочешь добиться от них, или, наоборот, чтобы ты понял, что от тебя хочет группа, нужно знать ноты и прочую теорию.
Этого недостаточно?


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13.04.05 2:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.04.05 23:59
Сообщения: 41
Откуда: Ростов-на-Дону
А чем Отличается Гамма от Лада вы новичкам объясните?
Я слышал Сатриани хорошо ладами владеет.

_________________
Музыка не требует перевода!!!


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13.04.05 9:59 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 12.01.04 12:59
Сообщения: 1230
Откуда: Москва
Давайте не будем флудить. Топик называется "Лады и гаммы" :wink:


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13.04.05 15:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02.04.05 17:14
Сообщения: 91
Цитата:
Ну, объясните мне без помощи нот, хотя бы что такое септаккорд? Не только, какие они бывают, а ПОЧЕМУ они такие бывают?

ИМХО.
важна лишь музыка, а каким путем вы её сочиняете уже второстепенно.
я для себя избрал такой путь:
да, я когда-то тоже интересовался теорией вообще и ладами в частности, это конечно же помогало быстро импровизировать, НО это было просто перебирание нот, т.е. у меня происходило мышление в сторону того, как сделать переход к такой-то ступени или как сыграть такой-то лад, а ЗАЧЕМ его надо сыграть я не думал. Сейчас же я не стремлюсь уделять внимание ладам, и по большей части стараюсь придумывать музыку именно изходя из того, как я её чувствую, т.е. когда я слушаю мелодию и представляю какое бы соло я хотел к ней написать, я представляю себе звуки/мелодию, а не ноты и ступени.
Конечно импровизировать таким образом сложнее и медленнее, но зато для себя я таким образом избавился от некоторой доли машинальности.
всё это ИМХО. может быть я заблуждаюсь.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB