Цитата:
Пальцы делают много лишних движений. Например, чтобы сыграть "вертушку"
--5--7--8--7-- ||
достаточно просто ставить пальцы на струны при восходящем движении и снимать при нисходящем. Если каждый раз убирать палец со струны, усилий надо гораздо больше - игра не экономична.
Здесь я согласен, для таких приемов каждый раз убирать палец не следует, тем более, если такие приемы играются при помощи легато.
Цитата:
При переходе со струны на струну участвует и левая рука: взял ноту на второй струне и одновременно отпустил первую.
Именно об этом я и говорю – при переходе со струны на струну. Раньше я этого не делал (не отпускал "сыгранную" струну), поэтому звучание получалось не перкуссивным. К примеру, возьмем вот такой интересный кусок Баховской Фуги-Dm (на самом деле этот кусок звучит чуть пониже, чем в оригинале):
E|----10----12----13----10----12----13----15----12-
B|-10----10----10----10----10----10----10----10----
----1--2--1--3--1--4--1--2--1--3--1--4--1--4--1--3
По началу кажется: зачем отпускать указательный палец со второй струны, ведь нота Ля постоянно повторяется, а указательный палец более и не используется, «окромя как» «зажимая» ноту Ля на второй струне.
На акустике действительно можно и не отпускать, но вот на э-гитаре с перегрузом попробуйте сыграть, не отпуская указательный палец – получится очень грязно и не разборчиво.
Цитата:
Уточню. Так играется скоростной свип. Именно скоростной, иначе см. п. 1 ниже.
Во всех остальных техниках теоретически так можно делать, но:
1. Нарушается длительность звучания нот. Восьмая нота должна звучать именно как восьмая, а не как 64-я нота и пауза после неё.
Не знаю, не знаю, а по мне так нравится. Да же в медленном темпе свип-арпеджио превосходно звучат, когда чередуются короткие ноты с паузами. Вот у Малмстина в его некоторых «экзамплах» (в частности ex.1 и ex.3) настолько короткие ноты, что иногда даже кажется, что гитара не подключена ни к какому перегрузу, буквально слышны только одни щелчки (нотные щелчки), как будто взяли и положили тряпочку под струны – никакого сустейна! И вот, слушаешь эти нотные щелчки и радуешься
, слушаешь и радуешься
. Возможно, это еще у Малмстина так хорошо получается, поэтому и звучит хорошо. Вообще, я люблю или очень короткие ноты или очень длинные.
Цитата:
Нарушается длительность звучания нот
Правила существуют, чтобы их нарушать
Цитата:
По 3-й проблеме: что значит трение пальцев и ладоней о струны? Правой руки или левой?
1) Трение (касание) пальцев левой руки о струны (в частности басовые струны, именно они наиболее чувствительны даже к легкому касанию).
Это трение (или касание) заключается в следующем:
а) для того, чтобы прозвучала нота, мы сперва зажимаем струну, а потом дергаем ее медиатором. Ключевое значение имеет здесь промежуток времени между зажатием и дерганьем. Если играть на перегрузе, то часто происходят непреднамеренные hammer-on.
Если сделать запись и значительно замедлить ее при прослушивании, то это будет звучать как дублированные ноты, своего рода игра двуолями. Но, а при обычной скорости прослушивания, это будет выглядеть как микрошум, дефект звука, ну или в общем случае составляющая «грязи».
Для устранения этой проблемы нужно сводить этот промежуток времени к нулю.
б) также происходят непреднамеренные pull-off, они, как правило, происходят просто при «раскасании» пальца от струны. Как с этими дефектами бороться – я не знаю, единственно, что я заметил, это то, что чем суше пальцы (кожа на пальцах), тем меньше происходят непреднамеренные pull-off. Вообще, сухие пальцы создают меньше дефектов звучания, чем влажные (вспотевшие). К влажным пальцам струны как бы «прилипают», а когда «отрываются», начинают звучать. Эти слова я ставлю в кавычки, потому что эти физические явления происходят на микроуровне и для глаз не заметны.
в) и последний (для левой руки) дефект игры – это натуральный скрип. Это касается в частности басовых струн. Приведу вот такой пример:
A|--12-15-13-12-10-13-12-10-9-10-12-9-10-
-----1---3---2---1--1---3--2---1--1--2--4--1--2
после сыгрывания каждых четырех нот указательный палец смещается. Процесс перемещения можно растолковать так: сперва поднимаем, потом перемещаем, потом отпускаем, такой способ нужно использовать, если мы хотим избежать скрип. Можно конечно и обычным скольжением, но на перегрузе это создает шум. Если сыграть этот пассаж быстро, то указательный палец не будет «тратить время» на подъем: он только ослабится и проскользит (протрется) по струне, что создаст именно не слайд (при слайде палец прижимает струну, а в нашем случае он только касается ее), а шум.
2) Трение (касание) ладони правой руки о струны.
Это трение (или касание) заключается в следующем:
а) смещение (проскальзывание) кисти руки (ребра ладони) по басовым струнам – создает скрип, а при перегрузе шум.
б) «раскасание» ребра ладони от струн, в результате «прилипания» (о котором я говорил выше) струны слегка «натягиваются», а когда «отлипаются» - начинают звучать. Здесь также влияет сухость ладони.
в) существует такой известный среди гитаристов дефект игры, как непреднамеренные искусственные флажолеты. Я не буду описывать, как это происходит, думаю, многие встречались с подобным дефектом.
Вот я подробно описал все основные дефекты игры, создающие шум и «грязь».