Ага, тема очень важная и интересная.
Я в свое время тоже попался на мнение, что настоящий профи должен ориентироваться на грифе без всяких меток. И играл таким образом вроде бы без всяких особых проблем много-много лет. И на экзаменах, коих мне пришлось за все мои 14 лет учебы музыке сдать немерено, и на концертах...
Но вот однажды (дело было во время учебы в консерватории) мне пришлось играть не в концертном зале, а в актовом. Вот это была "картина маслом"...
Чтобы было все понятно, уточню, что когда играешь в концертном зале, то свет от прожекторов падает на тебя сверху спереди. И мы все - студенты давно к этому привыкли. Естественно, когда я занимался дома, то садился так, чтобы свет от окна тоже падал на меня спереди. Ну в общем, понятно...
Так вот, теперь о том моем приснопамятном выступлении в актовом зале.
Мне не удалось поиграть и "почувствовать" зал до выступления. Просто не получилось сделать никакого предконцертного прогона. И вот когда я вышел на сцену и сел, то оказалось, что никаких подстветок там нет, а есть огромные окна на боковой стене и свет падает на меня не спереди, как я привык, а сбоку. То есть, мне неожиданно пришлось играть при совершенно другом и очень непривычном ракурсе освещения.
И я вдруг к своему небывалому удивлению обнаружил, что я вижу гриф своей гитары как-то несколько иначе, чем обычно
Да еще и день был солнечный и солнце, как на беду било своими лучами прямо в окна и на меня. Вот это был сюрприз, врагу не пожелаешь... Да еще следует учесть и нормальное сценическое волнение во время выступления перед публикой и своеобразную акустику нового зала, что еще более усугубило некомфортность видения грифа, ладов и струн при "ненормальном" освещении.
Короче говоря, сыграть-то я сыграл. Но промашек, недолетов, клякс и кикс хватило за глаза! Сижу, значит я, играю, делаю к примеру очередную смену позиции, ну скажем из открытой в десятую, прихожу, как мне кажется туда, куда нужно, и вдруг с ужасом слышу (естественно ушами), что оказывается "приземлился" я не на десятый лад, а немного недолетел, оказавшись на девятом. И ведь что показательно - я-то совершенно уверен, что я нахожусь на нужном десятом ладу, а по факту на поверку оказывается, что совсем не на нем... И если б все это только один раз... В общем, жуть... Мне хватило. А если учесть то, что обычно я старался играть довольно чисто и это у меня неплохо получалось. А тут столько грязи получилось!..
Потом, когда я анализировал приключившуюся со мной ситуацию, то пришел к выводу, что мне нужно было просто поверить своим рукам, а не глазам. И они - руки вынесли бы меня туда, куда нужно. Но ведь нет. Я как на зло больше верил своим глазам, а не рукам. И они из-за другого освещения, исказившего видение грифа, подвели. А ведь вполне мог сыграть нормально.
Вот тут-то я и призадумался. И пришел в выводу, что нет, все-таки метки на боковой грани накладки грифа нужны. Хотя бы вот для таких нештатных ситуаций, когда ракурс освещения супер-неудобный.
Да и в конце-концов какое мне дело до профессиональных понтов, которыми "играются" профи. Мне что важнее: качество исполнения или "гнутьё пальцев веером", что я такой крутой - играю, как скрипачи (а у них-то гриф покороче будет) или виолончелисты (у них струн поменьше, да и играют они одноголосье) без меток на грифе?!
И сделал на своей концертной гитаре маленькие, но очень заметные для меня и полезные метки из стразиков.
В итоге я получил очень красивые, слегка сверкающие своими "алмазными" гранями метки-стразики на ладах, которые мне были нужны (и были привычны еще по стародавним представлениям, оставшимся от занятий на наших советских гитарах на V-м, VII-м и XII-м ладах). Получилось и очень красиво, и стильно, и более чем заметно для меня при игре!
Остальное - в лекциях...