Часто от начинающих гитаристов можно услышать жалобу: "не могу "придумывать переборы", как-то не получается"... Из-за чего это может происходить?
Возможно, просто нет понимания того, чего играешь?
Я имею в виду, что простой перебор (или правильно - арпеджио) 3-2-1-2-3 или там 3-2-3-1-3-2-3, который играется одинаково поверх одного и того же аккорда, не требует понимания того, что именно ты играешь. Просто такой красивый переливчик поверх аккорда.
Но, например, один и тот же аккорд можно взять в совершенно разных позициях, он будет состоять из разных (по абсолютной высоте) нот, существуют разные обращения аккордов и т.п. И струны дергать же можно не 1, 2, 3, а и остальные. В неравномерном ритме, с паузами. Добавлять к аккорду другие ноты, не входящие в аккорд (надстройки). И так далее. То есть переходить от простейшего "механического" аккомпанемента к пониманию того, что ты играешь и что ты хочешь услышать.
Мысль, которую я пытаюсь донести: на определенном уровне развития, тем более после стольких лет игры, необходимо конструировать аккомпанемент не механически, а музыкально, на слух и индивидуально к каждой песне. Для такой "импровизации" достаточно всего лишь знать азы теории и слушать-слушать-слушать.
А просто набор цифр 1-2-1-3-2-1-2 вам может любой генератор случайных чисел выдать.
Один путь в "сочинении переборов" - двигаться "на ощупь". То есть просто экспериментировать.
Ставите аккорд и для начала слушаете каждую струну, каждую ноту в нем. Как сказал С. Попов: "У вас не один инструмент, а шесть, и каждый требует внимательного изучения". Потом конструируете мелодию из этих нот. Пробуете вставлять паузы, т.е. вносите разнообразие в ритм. Затем следующий аккорд так же точно. Но у этого пути есть серьезное ограничение - максимум можно научиться изобретать разные переборы.
А самый быстрый путь к мастерству - обучение, основанное на понимании.
Во-первых, надо понять, что такое аккорд. Какие бывают обращения аккорда. Послушать аккорд. Заменить механику (3-2-1-2-3) на музыкальный слух, слушать ноты. Ведь один и тот же аккорд будет звучать по-разному в разных позициях.
Например, играете D (ре-мажор) перебором B-3-2-3-1-3-2-3. "Основной" нотой такого перебора будет нота, расположенная на третьей струне, т.к. мелодия постоянно возвращается к ней. Если вы играете D в нулевой позиции (х-х-0-2-3-2), это будет "ля", то есть доминанта аккорда, и он будет звучать "далеко" от тоники, мелодично, легко. А в пятой позиции (х-5-7-7-7-5) на третьей струне оказывается "ре" - тоника, и он будет звучать по- другому, сильнее, как бы утверждающе. Теперь вопрос: можем ли мы добиться такого же утверждающего звучания в открытой позиции? Можем, для этого нам надо выделить, подчеркнуть в аккорде тонику. Самый простой путь: так как нота "ре" - тоника - расположена на второй струне, можно просто изменить перебор, сделав "основной" вторую струну: B-2-3-2-1-2-3-2.
Потом, надо понимать, что такое тональность, что такое опорные ноты. То есть подучить элементарную теорию музыки. Знание опорных нот помогает добавлять "правильные", не диссонирующие ноты.
Во-вторых, да, начать экспериментировать.
Это все уже творчество, универсально рецепта нет. Можно, например, найти на гитаре, как играется основная мелодия (тема) песни и добавлять ноты, входящие в эту мелодию. При этом голос вокалиста будет звучать в унисон с гитарой, звучит всегда красиво. Можно попробовать перенести аккорд в другую позицию на грифе, поиграть там, использовать разные обращения аккорда.
В-третьих, можно понять, послушать и пробовать применять более сложные аккорды, с добавлением ступеней (надстроек). Обычно простое исполнение ограничивается тремя видами аккордов: минор (Am), мажор (A) и доминант- септаккорд (A7). На самом деле аккордов гораздо больше, надо только понять их суть, услышать их звучание и применять, насколько фантазии хватит.
В-червертых (хм... я бы даже сказал, во-первых...), учиться профессиональному аккомпанементу, исполнению многоголосной музыки, когда гитарист играет не просто переливчики поверх аккорда, а отдельные мелодические линии, то есть создает музыку, а не музыкальные обои.
P.S. Хоть это и не относится напрямую к теме, но все же до этого надо научиться многим вещам, в т.ч. правильно поставить руки и технику звукоизвлечения (иначе вы просто получите "плоский", некрасивый звук), научиться хорошо настраивать гитару и доработать ее, если нужно (иначе любой аккорд будет диссонировать, звучать некрасиво, особенно аккорды с надстройками).
|