Зажим руки определяется по её излишней напряженности во время игры. Такая зажатая рука довольно быстро устает при занятиях.
В плане внешнего вида зажим проявляется в скованности руки при игре, в её закрепощенности. Но определить это может только гитарист с опытом или хороший специалист. Поэтому лучше всего ориентироваться на собственные ощущения. Если Вы чувствуете, что та или иная ваша рука при занятиях имеет ПОСТОЯННОЕ ИЗЛИШНЕЕ напряжение, то это он самый!
Как отличить излишнее напряжение от излишней расслабленности при игре? Ведь играть слишком напряженным аппаратом (имеется в виду игровой аппарат, то есть, руки музыканта) нельзя - можно его (аппарат) очень легко и быстро привести в негодность, в болезненное состояние, то есть, испортить (и тогда ставится диагноз: проф-непригодность), но и играть излишне расслабленными руками тоже не получится (или будет получаться плохо) - ведь невозможно что-либо делать при полном расслаблении (ну разве что можно только эффективно думать, мыслить
).
Смотрите, аналогия здесь уместна такая:
Когда вы держите руку на весу и видите, как в вашу ладонь кладут, допустим, теннисный мячик, вы же, готовясь принять его вес, и напрягаете руку соответственно ожидаемому весу, правильно. Вот это и есть адекватное совершаемому действию (в данном случае удержанию мячика на весу) снаряжение руки!
Но вы можете - еще до момента, когда мячик коснется вашей ладони, неправильно оценив его ожидаемый вес (допустим вы никогда в жизни не видели такого мячика для тенниса и не знаете, сколько он примерно должен весить - а вдруг он наполнен свинцом), излишне напрячь руку. И тогда, когда мячик окажется в вашей ладони, ваша рука, имея излишнюю для его небольшого веса напряжение, обязательно подпрыгнет вверх. Вот это и есть признак того, что вы слишком сильно, неадекватно напрягли свою руку, не рассчитав принимаемый ею вес. Это и есть перенапряжение. Но оно не страшно, пока оно кратковременно. А вот если вы будете что-то делать ВСЕ ВРЕМЯ в таком состоянии, то есть, излишне напрягая руку, то появится устойчивый зажим.
Может быть и обратная ситуация: если вы решили, что мячик гораздо легче, чем он есть на самом деле, то в момент когда мячик окажется в вашей руки, под его неожиданно большим для ваших ожиданий весом ваша рука на мгновение уйдет вниз под его тяжестью. Это и есть признак излишней расслабленности руки относительно совершаемого действия. Если вы будете пытаться все время пытаться что-то делать такой неадекватно расслабленной рукой, то работа будет получаться очень плохо, будут сбои и ошибки, а навыки, необходимы для выполнения этой работы, будут очень плохо развиваться.
Итак, с зажимом понятно.
Что будет происходить дальше, если с зажимом не бороться?
Дальше когда же зажим "вырастает" до определенного уровня (зажим, если с ним не бороться, имеет тенденцию развиваться и усугубляться - он как бы накапливается), то рука (или отдельные её участки или даже отдельные мышцы) начинают уже болеть при игре, ныть. Это уже явно определяемая вторая стадия.
Затем зажим вырастает в боль постоянную - достаточно уже не только играть, а только придать руке игровое положение. Вот это уже сигнал предельной его стадии, когда нужно бить тревогу во все колокола и что-то начинать срочно делать (вообще-то делать что-то и стараться убрать зажим нужно уже при первых его признаках, в этой же крайней стадии нередко бывает уже поздно...). Тут уже недалеко до критической ситуации - переигрывания руки (это аналог переписанной руки у людей, занимающихся долгим напряженным писанием - симптомы можно поискать в инете). Тогда уже нужно врачебное вмешательство, кстати, как правило с неизвестными последствиями. Я знал несколько музыкантов (и гитаристов и пианистов и других), которые в результате переигрывания рук получили конракцию мышц рук и полностью утратили профессиональную пригодность для музыки...