Ладно, давайте все же в тему. О книгах Джейми Андреас.
Вот уже неделя, как я их купил. Расскажу о своей жизни с ними..
Прежде всего, конечно, я испытал шок. Шок от того, насколько правильно она написала о моих (!) ощущениях при игре. Написала о том, какие именно мышцы у меня (!) напряжены и почему. И о том, что если их расслабить, то играть будет гораздо легче..
Вот всю эту неделю я упорно занимаюсь тотальным расслаблением
. Каждый раз, беря гитару, я внимательно "просматриваю" все свое тело, отмечаю, какие мышцы у меня напряжены и заставляю их расслабиться. Конечно, как только мое внимание переключается на игру, те мышцы, которые я заставлял расслабиться, стремятся снова войти в привычное напряженное состояние. Поэтому постоянно приходится делать Остановки (термин Андреас) и снова все расслаблять. Но, ребята, скажу я вам - ощущения в результате просто сказочные.. Как будто в жару попал под кондиционер. Или как будто вдохнул чистого кислорода из баллончика.. Впечатление такое, что я как-то совсем не замечал, что у меня очень многие мышцы напряжены просто постоянно..
Расслабление это происходит слоями. То есть я убрал напряжения, которые заметил в первую очередь, через день-два тело привыкло к тому, что эти мышцы напрягать не надо, они уже и не напрягаются, но тут же находятся другие напряжения, которые не были заметны на фоне тех, убранных... В общем, процесс многоступенчатый и крайне приятный.
Занимаясь гитарой в этом расслабленном состоянии, я перестал уставать. Я уже писал здесь про то "упражнение на выносливость", которое могу теперь делать просто бесконечно. То же самое происходит с другими упражнениями и пьесами.
Улучшилось запоминание новых текстов. Вот в пятницу на занятии разбирали 2-ю часть из 5-й Прелюдии Вилла-Лобоса, так я запомнил ее текст (страница нот) сразу же на занятии. И дома уже просто оттачиваю технические вещи. Увеличилась точность и скорость работы пальцев как правой, так и левой руки. Постепенно уходят трудности при взятии некоторых заковыристых аккордов.
Еще мне очень понравилась идея Джейми о том, что "Невесомую руку" (термин) проще всего почувствовать на высоких ладах - где-то 8, 9 - ведь чтобы дотянуться до них левой рукой, достаточно просто поднять предплечье без каких-либо излишних напряжений. А когда мы играем на первых ладах, рука создает дополнительные нагрузки за счет рычага (ведь она находится дальше от тела), и эти нагрузки необходимо компенсировать правильными дополнительными напряжениями мыщц. Но если мы начинаем обучение с первых ладов (как делает подавляющее большинство), то эти дополнительные напряжения воспринимаются как неизбежность и становятся нашими постоянными спутниками. Я пробовал - оказывается, на высоких ладах играть действительно легче!! Но ведь раньше я, играя на высоких ладах, всегда напрягал левую руку еще сильнее, чем на первых!! Оказывается, этого не надо делать совсем!
В общем, мне все это жутко нравится.. И играть становится все легче и легче. Вы можете сказать: "Конечно, на такой гитаре, как у тебя, и дурак сыграет хорошо". Но вот у моей подруги гитара Струнал за 9500р. Когда я бываю у нее в гостях, я занимаюсь на этой гитаре. И на ней тоже все получается хорошо.