ДА, действительно, разговор с Дмитрием по поводу книг и ветки о методике ДА был (кажется вчера...).
Все правильно, за веткой мы и в самом деле следим.
А вот с работами ДА в первоисточнике пока не получилось ознакомиться...
Хотя свое мнение уже сложилось (возможно ошибочное, потому что пока у нас здесь получается как бы "глухой телефон" - мы можем судить о методике только с ваших слов)...
Вообще писать на эту тему не хотел, до тех пор пока не познакомлюсь с книгами. Это решение заставил нарушить пост Zakharo.
В целом, во-первых, хотим поблагодарить нашего уважаемого Юрьевича, ну и, конечно, Zakharo за информацию об этих книгах (и частично из этих книг)! Обсудить здесь будет что...
Книги мы тоже заказали на
http://www.creatonebook.ru - пока что ждем их.
И во-вторых, внимательно читая эту ветку форума, и, кроме того, познакомившись с игрой самой ДА, у меня возникла прямо-таки масса вопросов...
Судя по тому, что я прочитал в ваших постах, речь идет о так называемой "весовой игре".
Я с ней знаком лет 25. Но не использую её в своей практике и не советую никому. Дело в том, что у меня были двое друзей - профессиональных гитаристов, которые после, примерно, десятка лет занятий по этой методике полностью разрушили себе технику...
А начиналось все у них - ну просто замечательно: заметно снялись напряжения, "пошла" техника, звук и т.д. (ну прямо все, как описано здесь выше)... Но через некоторое время пошел обратный процесс - техника стала постепенно "угасать", стали болеть руки (у одного даже шишки в мышцах стали расти), звук стал неуправляемым, они стали все меньше заниматься, началась борьба с какими-то психологическими комплексами и пр. проблемы. В итоге, один просто бросил гитару и музыку (хотя был прямо-таки фанатом гитары), а другой, после всех навалившихся проблем, попытавшись перейти на лютню, но продолжая бороться там с теми же проблемами, стал в конце-концов священником (сейчас не играет).
Я тоже, но, к счастью, ненадолго, в свое время увлекся этими принципами. Слава Богу - вовремя спохватился... И уже потом, разбираясь с тем, что же со мной происходило, понял, что данная методика "весовой игры" именно так и работает (на что, вероятно, попался и Таррега): сначала идет резкое улучшение техники и игры в целом, эйфория, а затем - тупик. Но самое худшее, что не все, к сожалению, вовремя замечают нарастающие проблемы (утешая себя мыслями, что все это "временный спад подъема"), или вообще не могут понять, что же произошло и не могут из этого тупика выбраться (да еще если учесть, что принципы-то - штука серьезная: признать, что ты заблуждался и что-то ПРИНЦИПИАЛЬНО делал не так, не каждый может найти в себе силы и смелость признать (даже для самого себя), да и отступать от своих принципов очень и очень трудно)...
Но я не говорю, что эта методика он начала до конца ошибочна, нет - все зависит от того, как её применять и в каких количествах (все является, одновременно, и лекарством и ядом - все зависит от дозы)...
Опять-таки, пока ничего не утверждаю - книг пока нет и я могу ошибаться по поводу ДА...
Но хотел бы обратить внимание на то, КАК ИГРАЕТ сама ДА (на примере той же Альгамбры и Прелюдии Лобоса). Неужели никто не обратил внимание на то, как все изменилось, как только она заиграла: перекошенный корпус (имею в виду тело исполнителя), какое-то испуганное, явно зажатое лицо, задранное вверх правое плечо (очень показательный нюанс), каменная, жесткая, зажатая и дергающаяся, прыгающая при звукоизвлечении правая рука, рваный звук (особенно в Прелюдии), несинхронность в работе правой и левой рук (в аккордах - в высоких позициях (где "работает" мизинец левой руки) - опять таки в Прелюдии), суетливость и сухость исполнения (об этом правильно было замечено)... Это ни о чем не говорит (судите не по словам, а по делам)? Ну и где её "свободная и расслабленная игра" и "легкие пальцы", а?! Ну если у неё такие свободные и легкие/незажатые пальцы - где тогда нормальное, красивое вибрато в басу в Прелюдии (сравните исполнение Иды Прести!!!)? Почему в игре ДА присутствуют такие порывистые, судорожные движения пальцев и рук, почему идет сплошная "махаловка" пальцами как в правой, так и в левой руке - прямо-таки "мельница"?! Где у неё видна адекватная экономия движений в её "рациональной" технике?.. Просто обратите внимание, как её перекосило при игре! А туше?!! Неровное по звуку, с зацепами, "растрепанными", несобранными аккордами... Пианист бы сказал о такой игре - все "торчком". За такое исполнение Прелюдии в консерватории... я даже не хочу говорить, что бы было... Хороший музыкант (пианист, скрипач...) как минимум бы схватился за голову и сказал бы: "да у вас никакой "Школы" нет"!!!
То есть, то, что я увидел в игре ДА, говорит мне о том, что она очень серьезно зажата!
И тут у меня возникает просто-таки огромный "когнитивный диссонанс" - человек учит играть расслабленно и свободно, но сама зажата прямо-таки "наперекосяк"...
Как такое может быть и чему тогда тут верить?!!
Просто пересмотрите эти видео еще раз - непредвзято и адекватно/критически...
Здесь я вполне, наверное, соглашусь с dsaphonov, которого настораживают некоторые постулаты ДА:
"Наука о дзадзен, матерь всех практик о концентрации и обретения осознанности, начинает все начальные упражнения с контроля над дыханием и его остановкой. Ключ к обретению осознанности - остановка дыхания. Это природа и с ней невозможно бороться. Я сам практикую дзадзен и достигаю самадхи только через остановку дыхания - иначе никак. Я хорошо знаю о чем говорю. У ДА говорится о совершенно противоположном методе обретения концентрации и к тому же говорится, что ее книги основаны на принципах Йоги. Просто мне не нравится, когда люди совершенно не знают основ тех областей знаний, которыми прикрываются в своих книгах. Вот что меня настораживает. Вот почему у меня возникло стойкое недоверие к ДА."
Кстати, один малоизвестный момент, о котором почему-то не пишут (я по крайней мере пока не встречал): Ф.Таррега в последние годы жизни тоже пропагандировал "весовую игру" и... в итоге это кончилось серьезной болезнью руки (и даже, если мне не изменяет память - чуть ли не её параличом (но могу ошибаться)!
У меня есть на этот счет свое мнение, почему это произошло, но пока я не получу книги и не познакомлюсь с методикой ДА в первоисточнике, писать об этом не буду, потому что могу ошибаться относительно своих умозаключений, касаемо методики.
Но в любом случае, в связи с книгами ДА здесь "вылезла" очень важная тема зажатости, которая, как оказалось, имеет ОЧЕНЬ важное значение и актуальна для многих из вас! И это хорошо, что мы с вами выявили "слабое звено".
Дело в том, что я (чтобы решить свои определенные проблемы и комплексы) в свое время ОЧЕНЬ серьезно занимался аутотренингом и релаксацией. И достиг в этом довольно больших успехов (по крайней мере, мне так кажется). Кроме того, я также занимался и продолжаю заниматься йогой. В связи с этим я довольно хорошо умею расслабляться и очень хорошо различаю расслабление; адекватное выполняемому действию напряжение; неадекватное напряжение и зажим! Поэтому проблема расслаблений/напряжений и зажимов для меня сейчас не так актуальна. И хотя я не могу сказать, что ВСЕ зажимы победил - я их контролирую. Больше я с ними не борюсь, потому что они мне не мешают.
Я подчеркиваю, что проблему напряжений/расслаблений я если и не решил до конца, то более-менее взял их под сознательный контроль. Вообще эту проблему вряд ли можно решить на все 100%, даже за всю жизнь - освобождаешься от одних зажимов, появляются другие... Просто понаблюдайте за крупнейшими исполнителями, имеющими огромный опыт - у них тоже есть те или иные зажимы!
Но, повторюсь, оказалось, что для вас эта проблема очень актуальна! Значит, если на это не было обращено достаточного внимания в наших материалах - будем исправлять эту ситуацию!
То есть разговор, действительно, предстоит очень серьезный...
Уже исходя из этого можно только поблагодарить появление на форуме темы, обсуждающей методику ДА!
Но пока, еще раз повторюсь - ничего окончательно утверждать не буду, пока не прочитаю хотя бы первую книгу.