Проблема напряжения лица во время игры известна и довольно широко распространена с среде музыкантов.
Причина чаще всего кроется в глубоко скрытом перфекционизме, слишком высокой планке требований к себе, боязни ошибки. И как результат, выражается в психологическом зажиме, который чаще всего концентрируется на лице.
Проблема серьезная, требующая специальной работы над собой.
Оставлять всё как есть, пуская проблему на самотек, и надеясь, что она с течением времени и опыта игры сама собой рассосется, является ошибкой. Чаще всего, со временем она только усугубляется, захватывая те области, которые сначала вроде бы не были задействованы. Начинает страдать выразительность и музыкальность исполнения, игра становится механистичной, формальной.
А корень проблемы находится как раз в психологическом зажиме. Лицо является лишь симптомом. И этот зажим имеет тенденцию расти!
Что делать?
Во первых, снизить планку ответственности, постараться подвинуть свой перфекционизм. Все ошибаются, забывают, киксуют и это нормально. Надо принять это как данность и перестать излишне переживать по этому поводу. Как раз проблема ошибок с опытом и практикой обязательно решится.
Вообще-то, ваши слушатели не знают, как должна звучать ваша музыка! И многие киксы, неточности и даже ошибки либо не замечаются, либо, что самое интересное, даже воспринимаются как некие украшения, оригинальность исполнения. Так что чрезмерный перфекционизм при выступлении не нужен.
Ещё я бы посоветовал заняться релаксацией и аутотренингом. В сети достаточно материалов на эту тему. Можно поискать/почитать/попробовать.
Более мощной техникой работы со своей психикой является метод "писанки".
Садитесь в тихом месте, чтобы ни кто не мешал, берете лист бумаги и ручку, и начинаете писать. Не на компьютере, а обычной ручкой!!!
Ключевой вопрос на который начинаем писать: ПОЧЕМУ?
- Во время игры у меня зажимается лицо, напрягаются скулы. Почему? (Потому что я слишком высоко задрал для себя планку ответственности.)
- Почему у меня высокая планка ответственности? (Потому что боюсь ошибиться... или что-то другое)
- Почему боюсь ошибиться? Почему ошибаться нельзя? (Например, учительница в первом классе ругала, говорила, что ошибаться - плохо, нельзя... Вот ведь Вячеслав Вениаминович не ошибается (хотя и он ошибается!
), значит, и мне нельзя! Мама говорила, что надо всё делать правильно, как положено... и пр.)
- Почему ошибаться нельзя?
И так далее...
Надо постараться докопаться до корня проблемы, постараться вспомнить, пережить моменты, когда вас программировали на этот перфекционизм, когда вас ругали, "настраивали" на что-то, "поддерживали" как умели... Чаще всего, делая не лучше, а хуже!
Пишете всё, что пришло в голову, выписывайте все, что кажется бредовым, неправильным, глупым... Пишите всё, до последней пришедшей на ум буквы!
И нужно помнить, что "докапываться" нужно долго! Чтобы просто войти в поток, надо потратить в среднем 23 минуты! То есть, если вы думаете над этой проблемой полчаса, то просто не успеете ничего вспомнить/найти. Нужно примерно минут 40-60 чтобы докопаться хотя бы до чего-то важного.
Имейте в виду: это не афирмации, типа "я играю легко, свободно и безошибочно, как Андрес Сеговия... "
Здесь задача поиска и вытаскивания из себя ложных установок, вредоносных программ, мешающих нам жить! Этого добра у нас хватает, поверьте. Хватает у каждого и на все случаи жизни!
Эту технику надо сделать не один раз, а хотя бы раза три, а кому-то может раз 10-15!
Очень важный момент: никому это давать читать нельзя! Написали, порвали на мелкие кусочки и выбросили! А может быть, и сожгли! Думайте при этом, что в этом огне сгорает и ваша проблема.
Если Вы допустите мысль, что этот листок попадет кому-то в руки, правда скроется! В этот момент вы должны точно знать, что о том, что вы написали, никто не узнает!
Хотим предупредить, что по мере погружения в подсознание, вас может накрыть волна любых отрицательных эмоций! Бояться этого не надо, это даже очень хорошо! Эти эмоции должны выйти, должны освободиться и освободить вас! И чем больше вы выплеснете их на бумагу, тем лучше.
Почему это работает лучше, чем другие психотехники? Потому что при этом задействованы все каналы восприятия: вербальный, эмоциональный, визуальный (вы же видите, что написали), тактильный, двигательный (вы же пишете - двигаетесь, действуете!) Именно этот комплекс впечатлений и позволяет "решить" проблему достаточно быстро.
Попробуйте поработать с этой техникой. Как получится.
И если вы сделали, получили результат, напишите здесь свои впечатления. Хотя бы в общем виде: помогло/не помогло, снялось/не снялось.
Личные подробности обнародовать, конечно, не надо. Хотя... если есть желание, то можно.
Если техника Вам не очень понятна - задавайте вопросы. С удовольствием ответим.