Moroz писал(а):
На стабильность это как раз упражнение номер один из книги Руднева "Сократить время":
Книга просто замечательная. Подступаюсь к знаниям, изложенным в ней не спеша, несколько оттягивая предвкушение несомненной пользы каждой из глав, подобно тому, как приступал когда-то к чтению лекций НАГ.
Не совсем про тремоло, но кто добрался до секрета П.
на третьем курсе, да и те, кто еще находится в пути, полезной будет информация от вышеупомянутого Д. Нилова
Цитата:
Вопрос:
Здравствуйте, Дмитрий Юрьевич, можете ли вы посоветовать какие-нибудь методы, как побороть чувство волнения и страха сцены. Вы с детства занимаетесь музыкой, в частности, исполнительской деятельностью, участвовали в различных конкурсах разного уровня, для вас, наверное, эта тема не настолько актуальна. Но тем не менее, не могли бы вы дать какие-нибудь советы начинающим музыкантам, особенно тем, кто начал заниматься очень поздно и не имеет за плечами такого огромного опыта выступлений?
Ответ:
Здравствуйте. Эта тема настолько актуальна и обширна, что, боюсь, здесь мы сможем коснуться только некоторых аспектов. Волнение (не путать с паникой и страхом) - это нормальное состояние перед выходом на сцену КАЖДОГО человека. Или почти каждого. Если его нет вовсе, то можно усомниться в том, что человек занимается своим делом. Конечно, если вы имеете несколько десятков концертов в сезон, то волнение преодолевать гораздо проще, чем, скажем, если вы играете 3-5 концертов в год. Думаю, что подход (ключ) к тому, КАК придать правильный вектор этому необычному чувству, у каждого свой. У кого-то это получается лучше, а у кого-то хуже... Это вещь сугубо индивидуальная. Нужно уметь себя НАСТРАИВАТЬ перед концертом так, чтобы вам ХОТЕЛОСЬ поделиться с публикой той информацией, которой вы владеете на данном этапе, и самим звучанием инструмента, который вы так любите. Такое настроение-состояние может быть достигнуто только при достаточно неплохой готовности (техническая форма и владение музыкальным материалом). Хотя, опять-таки, я по себе могу сказать, что у меня НИКОГДА не было ощущения, что я полностью готов к концерту, так как совершенству нет предела. Этот процесс бесконечный, но увы, приходится "показывать" результат работы публике. У меня несколько этапов подготовки к самому выходу на сцену. Первое: необходимо твердо знать текст. Что такое знать текст? Это когда вы можете любое произведение из своей программы без инструмента сыграть в медленном темпе с закрытыми глазами с названием нот, представляя, что гитара находится у вас в руках, вплоть до тактильных ощущений. То же самое (без гитары, как в первом случае), глядя в ноты. Если вы будете хотя бы через день возвращаться к этому тренингу, то на сцене вы будете чувствовать себя гораздо увереннее. И это ощущение стабильности должно быть не после неудачного выступления (это ощущение часто знакомо студентам), а до выхода на сцену за 1 неделю минимум. Тогда волнение, которое у вас будет в день концерта, постепенно превратится в драйв. Также очень важно, чтобы исполняемая вами музыка звучала в голове. Если этого нет, особенно в день предстоящего выступления, то это неправильно. По крайней мере, если со мной происходит нечто подобное, то это меня очень расстраивает и я всячески стараюсь это исправить. В противном случае весь день и концерт превращаются в мучение. Я не открываю этим Америки. У меня есть свои особенности, но, думаю, так работает значительное количество концертирующих музыкантов. Недавно обнаружил, что очень похожую методику практиковал известный пианист, профессор московской консерватории Г. Р. Гинзбург. С моей точки зрения, для гитарного исполнительства подобный подход крайне важен, так как этот инструмент требует сверхточности и предельной концентрации.
Д.Н.