Вопрос о способах запоминания - очень неоднозначный!
И тут дать советы, подходящие всем и каждому - просто невозможно. Поэтому, пожалуй, стоит рассказать как это происходит у разных людей. С этой точки зрения, я присоединяюсь в просьбе Вальтера: расскажите, как происходит выучивание именно у вас? Ну а я расскажу, какие варианты встречались мне... Кому-то для выучивания нужно долбить и долбить пьесу: в одном и том же темпе с одними и теми же нюансами в течение многих и многих часов и дней. Такие музыканты есть, хоть их и мало. Этот вариант малоэффективен и свойственен музыкантам-спортсменам: упорным и, честно скажем, не очень готовым к анализу и самоанализу. Но этот вариант есть и делать вид, что такого не существует - не стоит. Он самый затратный и по времени, и по силам.
На мой взгляд, стоит внимательнее относиться к своим склонностям и возможностям. Использовать свои сильные стороны, как физические, так и психические. Во-первых, вы знаете, что все мы делимся на визуалистов, аудиалистов и кинестетиков. Соответственно, каждый лучше будет выучивать, ориентируясь на свои индивидуальные возможности, сильные стороны. Слухач (аудиалист) очень быстро запомнит звучание и ему проще будет первоначально ориентироваться именно на слуховую память, пытаясь воссоздать звучание - иногда даже с элементами "подбора". Конечно, проверяя правильность результата через сравнение с нотным текстом. Ну и обязательным исправлением "ошибок". Визуалисту стоит сконцентрироваться на запоминании вида нотного текста. Некоторым удается даже "видеть ноты" внутренним взором и играть по этим "нотам". Им действительно, очень легко выучивать пьесу просто играя по нотам. Кинестетику (то есть тому, кто лучше всего понимает и запоминает движения) легче запомнить именно движения, положения рук, проверяя себя второй - относительно сильной системой. Если это визуальная система - следя за движениями рук или внутренним видением нотного текста, если же относительно сильная система - слуховая, то на слух.
В общем, нужно искать то, что Вам ближе, что дает лучший результат. Понаблюдайте за собой, что и как происходит у вас. Попробуйте поэкспериментировать, поищите какой вариант вам ближе.
По разному у нас работает и соотношение кратковременной и долговременной памяти. Это очень влияет на процесс выучивания.
У кого-то кратковременная память "схватывает" очень быстро, но вот в долговременную выученное переходит с трудом. Вроде сегодня играю наизусть, а завтра - почти ничего не помню! А у кого-то наоборот: кратковременная дает сбои, но уж если в ней что-то осталось - это навсегда!
Тут тоже нужно искать свой "стиль".
Во-первых, на запоминание влияет время занятий: кто-то лучше запоминает утром, кто-то вечером, а кому-то нужна ночь (увы, совы реально есть...)
Во-вторых, объем выучивания. Кто-то запоминает большими кусками и вразброс, а кто-то так, как мы советуем на первом курсе - прибавляя к выученной части кусочки (бОльшего или меньшего размера), и так постепенно расширяя выученную часть пока не дойдет до конца пьесы. Обычно легче запоминается то, над чем приходится больше работать - части со сложными в исполнении моментами - быстрыми пассажами, сложными последовательностями аккордов и пр. Учите сложные кусочки, а потом соединяйте их с остальными частями пьесы.
В третьих - способ организации самого процесса выучивания. Кому-то нужно учить ежедневно и последовательно, а кому-то стоит иногда делать "большие перерывы". Ведь можно учить и учить одну пьесу, пока не выучишь до конца. Упорно. А если процесс надоел, а до конца пьесы еще ой как далеко? Не бойтесь "забросить" пьесу на несколько дней. Может быть, вернувшись к ней через пару недель или даже больше, Вы вспомните выученное буквально после одного-двух проигрываний, и увидев результат, продолжите учить с бОльшим удовольствием? А ведь удовольствие от процесса - очень важный момент, стимулирующий память!
Что стоит учитывать при разучивании:
1. Переход из оперативной памяти в долговременную занимает от нескольких часов до суток! То есть, вполне можно, и даже нужно, делать при разучивании перерывы. Нужно помнить, что запомнили мы что-то или не запомнили, можно выяснить только через сутки. И главное, консолидация (то есть, сохранение в долговременной памяти) наиболее эффективно идет во сне. Поэтому повторение перед сном помогает запоминанию.
2. Помните, что эффективное запоминание идет не более 10 минут. При разучивании ОБЯЗАТЕЛЬНО нужны короткие (хотя бы пятиминутные) перерывы. Если пьеса небольшая, её можно проиграть подряд два-три раза (не больше!), а потом обязателен короткий перерыв! Пьесу побольше лучше проиграть всего один раз. Пройдитесь по комнате, посмотрите в окно, выпейте пару глотков чая или воды... Отвлекитесь! Подвигайтесь! Пусть ваш мозг переключится, отдохнет. Опять проиграйте один-два раза и опять короткий перерыв. Так вы можете сохранять активное внимание и хорошую способность к запоминанию в течение длительного времени.
3. Самое важное для запоминания - последнее проигрывание. Поэтому последний раз всегда надо играть очень спокойно и качественно. Иначе запомнятся ошибки. И потом придется переучиваться. Для запоминания лучше сыграть один раз спокойно и обстоятельно, чем десять в быстром темпе и, тем более, с ошибками.
4. Если вы запоминаете с большим трудом, то почаще играйте на память то, что помните. Пусть даже приходится останавливаться и выискивать в нотах, что там дальше. Так вы выясните, какие части выучились, а что надо учить целенаправленно. Да и память тренируете. А главное, тренируете веру в свои силы. Ведь если вы можете сыграть на память часть пьесы, значит, сможете выучить и всю! Всё решает количество попыток и вера в свои возможности.
В общем, ищите свою "методику" заучивания пьес наизусть. Пробуйте разучивать по-разному, выясняйте, что лучше дается именно вам.
|