Вальтер, у Вас в таблице получилось не десять градаций, а целых шестнадцать. А нужно-то всего десять...
Давайте немного проясним этот вопрос. Хочу рассказать, какими соображениями/критериями руководствовался я сам, когда оценивал участников.
Да, и еще. Я хотел упомянуть мимоходом, что перед своим голосованием, дал себе установку, что оценку в 10-ть баллов вообще не буду использовать, потому что это высший, предельный балл, потолок так сказать, и с ним нужно быть о-очень осторожным.
Но все-таки в одном случае не удержался и поставил-таки запретную десятку - настолько был впечатлён исполнением участника. И ни сколько не жалею об этом сейчас.
Это к моему посту не относится, но все же.
Итак, все мы учились по пятибалльной шкале и помним её. Она у нас, что называется, в крови. Давайте вспомним её градации в переводе на наш нормальный живой язык:
5 - отлично
4 - хорошо
3 - удовлетворительно
2 - неуд.
1 - трудно прокомментировать, но что-то вроде: позор, зла на тебя не хватает, ты совсем своей учебой + поведением достал всех, и в первую очередь меня - твоего учителя, и пр. в том же духе. То есть, единицу еще нужно постараться заслужить, вытворяя (в тетрадке, ну уроке, у доски) ТАКОЕ...
Но этими основными оценками, конечно же, никогда никто не ограничивался. Были промежуточные: 5-, 4+, 3- и пр. При этом понятно, что 4+ не равнялось 5- и т.д.
То есть, если посчитать все основные и производные промежуточные, оценки, то получится целых одиннадцать баллов
.
В школе, где нам никогда не считали сумму оценок за неделю, месяц, день, все это прекрасно проходило. А вот на конкурсах как посчитать
5- +
4+ +
3-?
Поэтому и используется не пятибалльная, а десятибалльная шкала!
Давайте попробуем охарактеризовать как-то более-менее образно/логически каждый балл этой самой десятибалльной шкалы:
5+ = 10 - блестящее исполнение, исключительное, запоминающееся, уникальное в чем-то (спасибо Вальтеру - подсказал нужное слово)
5 = 9 отлично
5- = 8 отлично, но есть некоторые сомнения, вопросы (то есть, все супер, но где-то что-то не совсем убедительно)
4+ = 7 очень хорошо (но еще не отлично, чуть-чуть, по моему мнению - то есть, по мнению голосующего, не дотягивает до этого)
4 = 6 хорошо (крепкое, качественное исполнение, но пока, так сказать, хорошее середнячковое, не выходящее за уверенный среднестатистический барьер)
4- = 5 хорошо, но с мелкими недочетами (например, одна~две малюсенькие киксочки)
3+ = 4 чуть лучше чем удовлетворительно (как говорил Винни Пух: правописание у меня хорошее, но почему-то хромает) или чуть хуже, чем 5 баллов, с небольшими, в первую очередь техническими проблемами
3 = 3 удовлетворительно ( сыграл, справился с текстом, более-менее верно воспроизвел ноты, но не более того)
3- = 2 кое как наковырял...
2+ = 1 неудовлетворительно, но все-таки что-то отдаленно похожее на музыку прозвучало
2 = 0 неудовлетворительно, то есть, ничего не сыграл (вышел на сцену и с треском "провалился")
Вот такая получилась шкала баллов, по которой я и работал.
При этом нужно хорошо понимать, что оценка произведения искусства (а музыка и есть искусство) - очень тонкая штука, очень личностная. Тут одному может понравится до восторженных криков "Браво, бис!", а другой в этот же самый момент будет сидеть и думать о том, что стоило захватить с собой тухлые помидоры. Понимаете?!
И еще нужно хорошо понять, что оценка может быть 9-баллов, но при этом у исполнителя были "одна~две малюсенькие киксочки"...
Понимаете, тут нельзя бегать с линейкой и штангенциркулем. Не получится так. Тут все очень личностно и текуче.
Хочу по этому поводу вспомнить один случай, который мне когда-то рассказывал знакомый музыкант. Его рассказ был примерно таким:
Сидим мы значит в жюри. Выходит очередной участник. Играет - хорошо играет. Уходит. Ставим в паузе оценки.
Смотрим, а один член жюри, выставляет ну явно более низкий балл, чем все остальные (у остальных плюс/минус, более-менее близкие оценки).
Спрашиваем: слушай, а почему?
А он говорит, да вы понимаете, играл-то он неплохо, но посмотрите, как он вышел - чуть не спиной к нам, да еще и не поклонился, тудыть его рассюдыть. Это что, значит, он нас - жюри, не уважает, что ли? Или забыл, как нужно выходить на сцену? Это что за бескультурье?!
Мы говорим: ну слушай, но сыграл-то он же ведь хорошо, так? Так, говорит. Но оценку не повышу и все тут.
И как ни увещевали его, ничего не помогло, взъелся на этого конкурсанта и хоть тресни...
Вот даже так бывает.
Это, конечно, вообще криминал. Но я не просто так рассказал эту историю (благо такие вещи крайне редко случаются, гораздо чаще встречается, например, подсуживание своим). Она показывает, что всё, понимаете, абсолютно всё играет роль во впечатлении, которое вы производите. Не только ваша игра, ваши ошибки или достижения, а и еще такие тонкости, о которых вы можете даже и не догадываться до поры до времени (пока не получите нужный опыт).
И ведь по-большому счету по своему прав был тот член жюри: если ты, скажем, выходишь играть высокую музыку в рваных джинсах (а такого в учебных заведениях хоть отбавляй), то какое право ты имеешь на достойную оценку. Если ты не знаешь, как должен вести себя на сцене классический музыкант, кто ты тогда?
И еще хочу рассказать одну историю, уже из свой жизни:
Сидели мы в жюри на одном международном гитарном конкурсе с Аркадием Бурхановым. Надо сказать, что мы с ним как-то сразу сроднились, как говорится, попали на одну волну. И даже оценки одним и тем же участникам у нас получались практически одинаковыми.
Но вот у других членов жюри оценки были совершенно другими. И разница была не в один балл, а в два-три балла, если не больше!
А ведь сидели в жюри одни профессионалы, причем опытные и в конкурсных прослушиваниях, и в педагогике, и в исполнительстве. И такая разница в баллах!
Вот вам и профессиональный подход!
Поэтому еще раз хочу подчеркнуть: не получается тут ходить с линейкой и штангелем и все замерять и выверять по формулам! Даже суд профи - это все равно личностное суждение и субъективный взгляд. Просто у профи опыта и знаний побольше, чем у рядового зрителя. Но и у профи все равно будет то или иное пристрастное суждение и элемент ошибки.
Я даже вам больше скажу - у меня получаются разные оценки (плюс/минус балл), если я отсматриваю и оцениваю ваши видео утром, вечером или глубокой ночью, уставший я и раздраженный, или нахожусь в хорошем настроении и т.д. и т.п...
И, поверьте, так будет практически у всех профи. Потому что музыка - это не физика и не математика, где 2x2=4! Здесь бывает так что 2x2=5 или 3. И может оказаться, что в этом случае применимо к искусству - ты гений (или не гений). А если 3x3=9 - ты можешь оказаться посредственностью (опять-таки у кого как). Нет тут формул, по которым можно было бы высчитать результат и все тут, не-ет!
Помните, я рассказывал в одной из моих Лекций, что всемирно известный немецкий пианист Ганс фон Бюлов с горечью жаловался, что Рубинштейн бросает фальшивые ноты в зал буквально пригоршнями и аудитория тем не менее в восторге от его игры, а ему его слушатели не прощают и одной неточной ноты за весь концерт!
Вот вам и линейка, и штангель...