Алексей 68 писал(а):
Дим а что с ногтями?
Два из четырёх моих игровых ногтей из-за детской травмы имеют ну очень неправильную форму и толщину. До НАГ я всё же играл ногтями, но пальцем m не пользовался вообще, да и звук был, мягко говоря, не очень.
По программе Лекций я ещё не изучал ногтевое звукоизвлечение, но перелопатил большую гору специальной литературы и кое-что испробовал на себе. Но вот дошел до изучения «Слезы» Тарреги и понял, что зря я суечусь. Это надо играть подушечками. Сточил опять «наголо», и успокоился. По крайней мере, до «ногтевых» Лекций. Утешает также и то, что один наш замечательный студент-гитарист не пользуется ногтями, и при этом играет очень хорошим звуком.
Так что пока буду руководствоваться словами Эмилио Пухоля, великого ученика великого Тарреги (простите за длинную цитату):
Цитата:
… в отдельных случаях для стилизации и создания характерности ноготь незаменим. Например, мы не видим возможности придать фламенко всю его характерность без участия ногтя, сообщающего силу басам, легкость арпеджио и пронзительную резкость расгеадо.
Мягкость кончика пальца, напротив, по своей гибкости способна к созданию более однородного тембра каждой струны. Всё, что звучание теряет в блеске, силе и контрастах, восполняется его мягкостью, широтой и единством. При этом способе звукоизвлечения тембр, скорее, объединяется, чем расслаивается; звучание менее служит поверхностному проявлению настроения и более – выражению эмоциональных ощущений, основанных на внутренней сосредоточенности. Получаемый таким способом звук обычно приближается к звуку арфы или клавишных инструментов с мягкими молоточками. Это звук одухотворённый. Сор и Таррега, будучи классиками, добивались от защипываемой струны квинтэссенции звука, стремясь к наиболее глубокой передаче содержания произведения и одновременно облагораживая звучание инструмента.
Поскольку струна мгновенно повинуется ногтю, пальцы правой руки получают желаемый результат с минимумом усилий. Это приводит и к уменьшению усилий левой руки. В этой связи облегчается ускорение темпа, смена позиций, исполнение аккордов, баррэ. Легче также достигнуть чистоты и точности звуков, ловкости движений обеих рук.
Мякоть пальца, более мягкое и широкое тело, чем ноготь, требует бОльших усилий при защипывании струны; этому соответствует и увеличение напряженности левой руки. Следовательно, баррэ, гаммы, легато, растяжение пальцев будут выполняться с бОльшими затруднениями.
Рассматривая звук, как средство, а не цель, гитарист должен принять способ звукоизвлечения, наиболее соответствующий его взглядам, целям и возможностям. Например, если у гитариста хрупкие ногти, то он вынужден избрать безногтевой способ.