GuitarForum.ru - ГитарФорум.ру http://guitarforum.ru/ |
|
Блог (Vadimitr) http://guitarforum.ru/viewtopic.php?f=21&t=3562 |
Страница 1 из 7 |
Автор: | Vadimitr [ 31.07.11 17:32 ] |
Заголовок сообщения: | Блог (Vadimitr) |
Всем привет! Я вот не писал в форум уже очень давно, хотя периодически заглядываю сюда, читаю новости. А вот ведение блога в форуме мне показалось интересной идеей. И в плане поделиться опытом, и в плане получить комментарии, и в плане того, что просто систематизировать, привести в порядок то, что делаю на гитарном поприще. Я учусь в НАГ на третьем курсе уже во втором семестре. Третий курс для меня (да и все коллег - НАГайцев , кто уже на третьем курсе), затянулся гораздо больше чем на год. И сейчас я понимаю, что это очень даже неплохо. Произведения третьего курса очень интересные и серьезные как в техническом, так и в художественном плане. А подготовка художественной части (если так можно выразиться) - я для себя четко уяснил, самая трудоемкая, кропотливая и сложная. А поскольку кроме музыки в моей жизни есть масса других занятий - любимая работа, любимая семья, то уделить столько времени гитаре, сколько хотелось бы, нет никакой возможности. И поэтому готовит пьесы приходится довольно долго. Три года назад, уже будучи студентом НАГ (к том моменту я закончил второй курс), я решился и поступил таки в Ростовский Колледж Искусств на народное отделение (класс классической гитары). До этого у меня музобразования не было, и тем не менее я сдал вступительный экзамен на 5 (что подтвердило качество подготовки в НАГ). Сольфеджио правда сдал на 3 - да я им никогда и не занимался. Перед экзаменом два вечера посидел с книжкой, лекциями НАГ по теории и компьютерным тренажером. Угадал на экзамене лады на слух и еще что-то сделал. В общем поступил. |
Автор: | Vadimitr [ 31.07.11 17:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блог (Vadimitr) |
Здесь мне хотелось бы рассказать, как проходит обучение в музучилище. Хочу сразу уточнить, что это мой опыт, у других, кто закончил или учится в таком уч. заведении, он другой, точка зрения, задачи, проблемы и т.п. другие - и описание будут соответственно другое. И еще - я mexecm на очно-заочно-вечернем отделении. То есть у нас есть еженедельные занятия по специальности, общему фортепиано, ансамблю и концклассу, а теоретические дисциплины - раз в полгода на установочных сессиях. Так вот учиться в музучилище сложно!!! Во первых, есть временные рамки - сессия. Что бы ни было, нужно подготовить пьесы и все. Второе - специфика преподавания. Сейчас я понимаю, что получил в училище колоссальный опыт и знания (хотя получил бы намного больше, если бы мог учиться на 100%). А в начале было страшно как тяжело, я жутко злился - а злился потому. что не мог понять, чего от меня хотят!!! Это касалось как выдерживания ритма пьес (меня заставляли играть под метроном, а это отдельная наука), требовали идеального ритма, а получалось так, что когда учишь пьесы, более сложное место иногда непроизвольно замедляешь. Также требования очень высоки к исполнению динамических оттенков. Причем если мне раньше казалось, что если при исполнении пьесы сделать томное выражения лица, а может даже зажмуриться , то "душевное" исполнение обеспечено - ан нет, пьеса все равно продолжает звучать неинтересно, без образа. Оказалось, что очень многое сосредоточено в технике правой и левой руки, а также в умении себя слышать во время игры. Но самое трудное - это то, что преподаватели (а я со многими общался) не могут однозначно объяснить, как тому научиться. Единственное что они говорят - и это помогает психологически - что постоянные усилия в этом направлении, грамотное прослушивание исполнения профессиональных гитаристов (и особенно хороших ансамблей и оркестров) дает нужный опыт и ощущения со временем. Но времени надо много!!! И по-моему даже для суперталантливых людей!!! Даже за год такой навык не формируется!!! |
Автор: | Vadimitr [ 31.07.11 18:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блог (Vadimitr) |
За время учебы в училище мне пришлось сыграть уже довольно много разных пьес. Слава Богу, что в рамках требований образовательного стандарта (а это по специальности - 2 этюда, полифоническое произведение, крупная форма (обычно соната или сонатина), обработка народной мелодии, пьеса (любое произведение, написанное специально для гитары, не переложение!!!) мне позволено выбирать произведения, потом мы обсуждаем с преподавателем и выбираем и предложенного мной списка те, которые лучше всего решают задачи обучения на данном этапе, и еще исполнимы на моем уровне!!! Мой репертуар (в училище за три курса учебы): 1. Т.Дамас Этюд-скерцо 2. А.Ольшанский По течению 3. Дюарт. Народная песня из Английской сюиты 4. А.Диабелли Прелюдия (каприччио) op. 103 Nr. 2 5. Х.Сагрегас Колибри 6. A.Lauro El marabino 7. З.Абреу Тико-Тико (играл и соло и в дуэте) 8. В.Козлов Баллада о Елене прекрасной 9. С.Орехов Мардяндя 10. Э.Вилла-Лобос Этюд №1 (море) 11. С.Орехов Дремлют плакучие ивы (романс) 12. А. Иванов-Крамской Вариации на тему романса "На заре ты ее не буди" 13. А. Барриос Последнее тремоло 14. И.С.Бах Сарабанда (она же в репертуаре НАГ - 3 курс) 15. Ерзунов Бриз (дуэт - я играл первую партию) 16. А.Барриос Этюд Легато 17. А.Иванов-Крамской Романс "Я встретил вас" 18. Бресчанелло - часть сонаты (в качестве полифонического произведения) 19. Luis De Narvaez Guardame Las Vacas 20. Г.Альберт Соната №1 21. Г.Альберт Сонатина №1 22. Леньяни Каприс (номер не помню) 23. Luis Bonfa Mahna Di Carneval (Утро карнавала) Были еще этюды (я не все помню) На четвертом курсе в первом семестре буду играть: Специальность: 1. Ш.Рак Искушение ренессансом - полифония 2. Х.Сагрегас Соната "Меланхолия" - крупная форма 3. С.Руднев Ой, да ты, калинушка - народная 4. Ф.Таррега Воспоминание об Альгамбре 5 и 6. 2 этюда (возможно будет Карильон и этюд Барриоса на арпеджио) Ансамбль: 1. М.Родригес (обр Синополи) Танго Кумпарсита - первая партия 2. С.Руднев Ой, да не вечер (вторая партия) Концкласс: 1. Х.Галлес Соната (флейта и гитара) 2. Романс (с вокалистом) - еще не выбрано 3. Песня (с вокалистом) - еще не выбрано |
Автор: | Vadimitr [ 31.07.11 18:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блог (Vadimitr) |
Записи есть, да вот не успеваю делать новые, записи староватенькие - примерно трехлетние http://www.youtube.com/user/vadimitr?feature=mhee - альбом "Гитара соло" |
Автор: | dsaphonov [ 31.07.11 18:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блог (Vadimitr) |
Владимир, а есть ли у Вас Цель? |
Автор: | Vadimitr [ 31.07.11 22:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блог (Vadimitr)ю |
Да, цель есть!!!. Профессиональное владение инструментом (активный репертуар - 100 лучших гитарных произведений (над списком я постоянно работаю), владение грифом (аккордовые и ладовые аппликатурные схемы, владение стилями и приемами исполнения на классической гитаре), накоплени базы муз фраз и навык импровизации, навыки аранжировки для гитары. Я раньше искренне надеялся, что смогу выступать на проф. сцене. Сейчас я понаблюдал за кухней музыкантов, поговорил и понял, что такая перспектива меня совершенно не устраивает. Как принято говорить у экономистов, мультипликатор на этом рынке сильно маленький . Профессия у меня есть, она кормит и очень интересная. А вот музыка мне интересна как альтернативная деятельность, как духовный и интеллектуальный "тренажер" (в самом лучшем смысле). То есть музыка - это мощнейшее саморазвитие и не только для меня, но и моего сына и будущей дочери. А тут польза - я смогу и привить интерес к музыке через демонстрацию своего умения, через возбуждения желания ребенка "я хочу тоже так, я хочу играть как папа". Ведь масса детей, насильно отправленных родителями в музшколы, возненавидели музицирование. А мне повезло - я сам пришел к желанию играть, я знаю почему, я помню все потрясающее ощущения, связанные как с процессом подготовки муз. произведения, так и с его исполнением, записью, прослушиванием, анализом, одобрением слушателей (или неприятный осадок от недовольных или равнодушных слушателей, критики), я смогу объяснить, как с этим негативом бороться и как извлечь пользу от него. В плане практики выступлений - я хочу организовать со временем домашние концерты (это для концертной практики, да и такое проведение досуга для друзей, родных - это было бы очень неплохо (и это не только мое мнение, я у потенциальных слушателей интересовался ). А в плане фиксации исполнительских результатов - видеозапись (в основном домашняя) и размещение ее в видеоблоге на youtube или подобном сервисе. Так вот, конечная цель - это развитие собственных детей. Приятно будет выступить с ними совместно лет так через 10 (если они конечно будут заниматься серьезно и главное с удовольствием!!!). |
Автор: | valvod [ 01.08.11 8:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блог (Vadimitr) |
Всё, что Вы написали - просто здОрово! Особенно - Ваша цель! Удачи и успехов! |
Автор: | Vadimitr [ 02.08.11 17:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блог (Vadimitr) |
Спасибо за пожелания . Хочу вот продолжить изливать поток сознания В общем идея того, что я писал ранее - в обучении музыке я столкнулся с такой интересной проблемой. С одной стороны преподаватель требует довольно строго исполнять при разучивании произведений фразировку, соответственно динамические оттенки, синкопы, сильные и слабые доли. В принципе мы все это проходим в каждой лекции НАГ и очень подробно, хорошо. С другой стороны средств понять, как это делать, очень немного. Мне преподаватель и показывала как делать, и сама играла изучаемые пьесы. Со стороны все понятно, но когда приходишь на след. занятие после домашних тренировок, оказывается, что многое все равно я делаю не так. Причем с точки зрения физических усилий вроде я делаю верно все (на мой взгляд), а оказывается, что звучит это все равно неверно. Короче, нюансов масса. Например, при выборе аппликатуры левой руки нужно учитывать не только (и не столько) удобство исполнения, а голосоведение (то есть в басу написана половинная нота, а мелодия исполняется через 3-4 лада от баса на грифе, есть соблазн отпустить бас и перенести руку в позицию мелодического голоса. Но такой вариант будет ошибкой исполнения текста произведения! Мне говорили так, твое удобство никого не интересует, играть надо так, как написано в тексте, а не как удобно. Ищи варианты, приспосабливайся, но исполняй текст верно!!! Кстати подбор аппликатуры в угоду удобству исполнения (за счет текста), как я понял - "болезнь" многих гитаристов. Еще момент - в правой руке средний палец сильнее указательного и безымянного. Поэтому часто если при исполнении средним пальцем играется слабая доля, этот звук невольно выделяется и следовательно нарушается пульсация. Причем можно даже осознанно выделять сильную долю, но слабая может все равно "выделяться". даже вопреки воле исполнителя, поскольку палец то средний сильнее и он играет поэтому громче. Вот этот момент у меня отнял массу моральных сил и времени. Еще момент. Мне рекомендовали учить одновременно и текст и динамические оттенки. Я к такой форме выучивания не привык, да и вообще тяжело одновременно контролировать много параметров. Хотя постепенно я привыкаю к этому - и очень доволен, время экономится масса, а главное выучивается все намного правильнее и точнее, и запоминается надолго, потому как учишь не только текст (в смысле набор нот), но и смысл каждой фразы (мотива), предложения и т.п. То есть не зазубриваешь стишок, не понимая смысла (как любимую песню на китайском), а понимаешь, какой смысл заложен в каждый элемент произведения. Еще момент - знание специфики исполнения произведений разных эпох. Например цыганские романсы могут в динамическом плане исполняться так, что в пределах одного такта звук меняется от пиано до фортиссимо и обратно, от ноты к ноте. А вот в произведениях 17 века динамика строится "ступеньками". То есть, если стоит знак крещендо на три такта, и в начале стоит еще знак пиано, а в конце - меццофорте, то первый такт играется пиано, второй меццопиано, третий - меццофорте, то есть "ступеньками", а не постепенно увеличивается, от ноты к ноте. |
Автор: | Diana [ 03.08.11 10:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блог (Vadimitr) |
Вадим, спасибо за блог! Ваши посты просто кладезь полезной информации и различных нюансов. Кроме того, заражает Ваш позитив в постановке и достижении целей. Продолжайте в том же духе! И, конечно, хотелось бы увидеть и услышать больше Ваших исполнений. |
Автор: | Vadimitr [ 04.08.11 22:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Блог (Vadimitr) |
Еще хотел написать вот о чем. У меня была (и периодически выскакивает) проблема выдерживания ритма внутри такта. То есть когда я играю пьесу (например, где в такте четыре восьмых, часто бывает, что я играю сильную и относительно сильную долю четков ритм под метроном, но при этом слабые доли могут играться чуть неровно, то есть слегка раньше, чем нужно). Это, как я понял, проблема не столько чувства ритма, сколько сложности техники гитариста. Одному пальцу чуть удобнее извлечь звук, и им получается сделать это быстрее, чем другим. А поскольку доли слабые, за ними следишь меньше, чем за сильными, которые дают пульсацию. Единственное, что радует - я говорил и с лауреатами конкурсов и с разными преподавателями, эта проблема присутствует у всех. тут важно это понимать, чтобы психологически не подавить в себе желание заниматься. |
Страница 1 из 7 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |