Национальная
Академия Гитары

GuitarForum.ru

YouTube канал национальной академии гитары
Текущее время: 21.01.18 11:14

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Настоятельно рекомендуется вести блоги в рамках единожды созданной темы. Создавать новые темы только в очень важных случаях.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 70 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Блог (Vadimitr)
СообщениеДобавлено: 16.07.13 20:54 
Не в сети
Академия Гитары
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19.01.04 21:16
Сообщения: 1525
Откуда: Национальная Академия Гитары
О-о-о!!! Замечательная тема! Я давно ждал, когда появится на форуме то, что Вы, Вадим, затронули своим постом! Я, когда, работал в муз. училище, а затем в Институте музыки, гонял таких вот умников-коллег, которые пытались говорить вещи, о которых Вы пишете, так, что только пух и перья летели...
Давайте разбираться по-порядку, чтобы нас с Вами не водили за нос и не держали за "музыкальных лохов":

Vadimitr писал(а):
По поводу адекватных требований педагогов - я в училище постоянно слышал упреки в сторону гитаристов, что нет типа у нас школы гитарной, что все гитаристы как вокалисты, играют слишком свободно, без четкой пульсации, без соблюдения метроритма.


Так и есть! Больше всего любят кричать по-поводу, что у нас нет ШКОЛЫ преподавательницы-домристки! Кто бы говорил!!! :naughty: У нас - гитаристов - школа, которая является преемственной: он лютневой и виуэльной, к гитарной, и насчитывает минимум 500 лет + огромная репертуарная база великолепнейших произведений мирового уровня, которую создавали совместными усилиями лучшие композиторы и исполнители многих стран! А у них - домристов - вся их пресловутая "школа", которой они так пытаются гордиться, насчитывает чуть больше 100 лет, начиная со времен Андреева + мизерный, сравнимо с нами, репертуар составленный частично из обработок народной музыки и частично из ограниченного числа скрипичных произведений, который они толком и исполнять-то не умеют (скрипачи от этого только морщатся и никогда не воспринимают их игру всерьез)! Так что не попадайтесь на эти тенденциозные заявочки, говорящие только об одном - об ограниченности, недостаточности культуры и совершенном незнании истории музыки тех, кто такие глупости Вам говорит! :hand:

Идем дальше. Пианисты. Их школа, конечно, гораздо глубже и старше, чем школы любых наших народных инструментов (внимание, я говорю исключительно о профессиональных школах!). Но! И она (т.е. пианистическая + клавесинная) все-таки несколько моложе, чем наша (лютня существовала раньше и профессиональная школа на ней сформировалась тоже раньше, чем появилась и начала развиваться фортепианная, вобравшая, кстати, в себя все лучшие принципы, выработанные лютневой и виуэльной школами). Правда раньше клавесинной существовала органная школа, но если мы посмотрим на то, какие тогда были неуклюжими, тяжелыми и несовершенными эти сложные инструменты, то еще не известно, чья школа была более разработана и развита... Так что пианистам тоже не следует слишком задирать нос, и не нужно позволять им это делать, напоминая об истинных ценностях, истории и о том, кто был их учителями! :read:

По-поводу четкости пульсации и ровного метроритма:
Когда я слышу такие мысли, то всегда предлагаю поставить записи какого-нибудь струнного квартета - ну где играет 1-я и 2-я скрипка, альт и виолончель (например, Квартета им. Бородина) и постараться поотстукивать ногой в так их игре метрические доли!!! Ставим (советую тоже проделать этот опыт), слушаем, они пытаются ровно стучать ногой в такт исполняемому произведению... Не получается - через небольшой промежуток времени квартет либо отстает, либо начинает опережать метроном (т.е. ногу)... На лицах - удивление: как так?! А вот! Я говорю: вы отдаете себе отчет в том, что эти музыканты не просто музыканты, а музыканты с мировым именем! А играют, как раз с вашей точки зрения, не ритмично, не держат четкий метроритм!!! Тогда может все-таки вы сами не правы, а?!! Дело все дело в том, что музыка не может свободно и естественно жить и дышать, если находится в прокрустовом ложе железной метрономичности и механистичности игры (тут я, конечно, не имею в виду эстрадную поп-музыку)! В этом случае Музыка умирает :?! Но к сожалению, очень многие заакадемизированные "заучки" этого не понимают, насаждая как эталон правильности игру музыканта-метронома... :violincrash:

А ведь еще совсем не так давно (по историческим меркам, конечно) существовали и тесно переплетались, целых три разные исполнительские школы, по разному трактовавшие подход к метроритму, как к одному из важнейших выразительных средств в музыке: а) метрика; б) эклектика и в) временная школа (ярчайшим представителем которой был наш гениальный пианист Сергей Рахманинов, кстати, послушайте внимательно записи Маэстро и сопоставьте его метро-ритмическое мышление с простой механической метрономичностью!). А сейчас мало кто из даже очень серьезных музыкантов-профессионалов даже отдаленно что-то слышал про понятие времени и идею сверхритма в музыке (не в смысле идеальной метрономичности игры, а, как раз напротив - в смысле безупречной подчиненности метроритма художественным задачам создания музыкального образа и филигранной управляемости временем в музыке, когда не ритм подчиняет себе дыхание музыки, а музыка определяет биение и изменение ритма и метра, сообразно своим художественным задачам)! Сейчас же просто абсолютное большинство музыкантов просто помешались на метрономе... А напрасно!

Теперь по -поводу вокалистов:
Эти умники опять забыли, что вся школа инструментального исполнительства всегда ориентировалась на вокальное звучание и именно его считала эталоном, стремясь как можно ближе приблизиться к выразительности вокального исполнения! Получается, что в итоге наши горе-академики опять за деревьями леса не видят, слышат звон, да не знаю, где и откуда он! Еще раз повторяю - не позволяйте "вешать себе на уши лапшу", ставьте таких неучей на место, только обязательно обоснованно и доказательно!

Vadimitr писал(а):
И еще, что гитаристы всегда ссылаются на сложность игры на гитаре, специфику инструмента и не соблюдают требований музыкальности, легатности при смене позиций, выдерживания длительностей и т.п.


Так правильно, гитара, действительно ОЧЕНЬ сложный инструмент. Ведь мы играем многоголосные полифонические произведения, имея всего шесть струн и, в сущности, всего 4 пальца (учитывая, что на каждый звук мы вынуждены использовать часто 2 пальца: один на левой руке, готовящий звук, то есть прижимающий струну к ладу и еще один, на правой руке, извлекающий его). У баянистов/аккордеонистов/пианистов/органистов - независимых играющих пальцев: 10! Перевес не в нашу пользу. Вот и получается, что нам НАМНОГО сложнее! Плюс к этому нам нужно формировать звук на все 100%, а у них он уже готовый, играй не хочу! Еще нужно учесть очень сложные принципы построения аппликатуры на гитаре по сравнению, например, с фортепиано. А про монофоническую скрипку я вообще молчу! Тем не менее именно одноголосная скрипка считается наиболее сложным инструментом. Но следом за ней идет гитара! Так что все правильно - мы вынуждены при профессиональном исполнении преодолевать гораздо большие трудности, чем многие другие инструменталисты, которым наши проблемы даже и не снились!

Кстати, нам, гитаристам, часто те же домристы осмеливались жаловаться, что домра дескать ТАКОЙ сложный инструмент, ну такой сложный... Я всегда в этом случае спрашивал: почему вы так считаете? Ответ был такой: Ну у нас же медиатор!!! Им же так сложно играть! А вот вы, гитаристы, играете пальцами - вам конечно же гораздо проще... :doh: :laughing7:
Я в ответ: А вы понимаете, что у нас не один медиатор, а пять - на каждом пальце правой руки, и ничего справляемся как-то!!! А еще мы полифонию играем в одиночку на сцене! Вы разницу во владении одноголосным и многоголосным инструментом представляете?! А у вас всю жизнь за спиной концертмейстер с консерваторским образованием сидит и играет вместе с вами в десять пальцев, в то время, как вы в одну нотку что-то там у себя на домре ковыряете! Вы же даже :laughing7: двойные ноты, не говоря уже о полноценной многоголосной полифонии, толком сыграть не можете - впадаете в ступор...
В ответ, только круглые, недоверчивые и ничего не понимающие глаза... :bduh:
Ну что тут еще скажешь! Школы у нас нет :laughing7: У нас великолепная гитарная школа мирового уровня! Достаточно только назвать некоторые имена: Сор, Агуадо, Таррега, Пухоль, Рочь, Абель Карлеваро, Сеговия, Барриос (хоть он и не оставил после себя методического труда), Дункан, Теннант - это лишь малая толика корифеев, суммарные усилия которых привели гитару на общепризнанный Олимп классической музыки, в ведь их гораздо больше, а степень глубины проработанности методических и исполнительских вопросов даже и не снилась никаким балалаечникам/домристам/баянистам!

Другое дело, что гитарная школа имеет свои определенные особенности по сравнению с другими классическими + громко звучащими инструментами! И это тоже нужно правильно понимать и учитывать!

НО! Есть такая вещь: "толпа склонна профанировать знания"! Вот именно это и случается сплошь и рядом в среде гитарных педагогов, которые часто что-то недопонимают (если уж кое кто не знает элементарных вопросов, например, как правильно отюстировать инструмент для своего студента, то о чем тогда более сложном тут можно говорить, или считают, что вся музыка ограничивается только "вилочками-ложечками" динамики, а суть и смысл произведения заключается в "правильном" прихождении в кульминацию, во время которой нужно "орать" на инструменте как ненорамальному), что-то извратили (например, приравняли гитару к маленькому фортепиано по возможностям и выразительности, совершенно упустив, что гитара обладает своей особенной, непохожей ни на какой другой инструмент природой) или что-то забыли (заветы Сеговии точно забыты напрочь!), а в каких-то вопросах просто идут на поводу у расхожих музыкантских заблуждений! Но эти случаи вовсе не говорят о том, что гитара не имеет своей НАСТОЯЩЕЙ школы! Хочу повториться - имеет, и еще какую! Все-таки в этом вопросе нужно ориентироваться на достойные примеры гитаризма и крупнейших гитаристов, как прошлого, так и настоящего, а не на профанов от гитары, у которых действительно нет (и примеров тому предостаточно в инете) или очень плохая, вульгарная школа (типа случая с Д.А.)...

Vadimitr писал(а):
Мне правда показывал педагог приемы слитного исполнения терций при смене позиций, мы разбирали специфику построения удобной для слитного исполнения аппликатуры. И она реально много полезного рассказала и показала. Но проблема всегда была переложить всю эту теорию на слуховое восприятие, причем не сове собственное, а чтобы так, как преподаватель понимает и слышит. Вначале возникает ощущение, что говоришь с Господом Богом, и только он все понимает и слышит, а себя чувствуешь непонятно кем, потом через год-два начинаешь сомневаться, а так ли все на самом деле, и не проще ли все же расслабиться и играть с удовольствием, а не искать священный камень идеальной игры (причем идеал пощупать нельзя, ты вынужден верить на слово).


Вот о том я и говорю - если преподаватель не может подкрепить делом слова, то это уже словоблудие - говорить и требовать мы можем все что угодно, ты практически продемонстрируй, докажи, что все, что ты говоришь возможно и более того работает и красиво! А если не можешь, то и разговора нет!

Vadimitr писал(а):
И еще, я кстати обратил внимание, что если произведение написано специально для гитары гитаристом - то там и аппликатуры удобные, и длительности в голосах расставлены исходя из возможности их выдерживания при смене позиций, а если переложения всякие - там часто проблемно сделать все академически идеально.


Так это само-собой - так на всех инструментах! Если музыка написана специально для данного инструмента и более того, написана человеком, который играет на этом инструменте, то она, как правило, органично и естественно исполняется на нем. А вот с переложениями не всегда все просто получается...

***

P.S. Хочу особо подчеркнуть, что все вышесказанное ни в коем случае не касается Вас, Вадим! Все эти рассуждения я написал исключительно о тех музыкантах, которые высказывают такие мысли нам - профессиональным гитаристам!
И хочу очень поблагодарить Вас за то, что Вы, Вадим, подняли эту очень серьезную и неоднозначную тему, касающуюся нашего правильного мироощущения, самоуважения и самооценки!


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Блог (Vadimitr)
СообщениеДобавлено: 17.07.13 19:08 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01.08.08 7:07
Сообщения: 866
Откуда: Краснодар
SVV писал(а):
Но я-то говорю о игре полноценного дуэта !

Как вам такой дуэт? :-)
http://www.youtube.com/watch?v=WLEq7q0n7xo


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Блог (Vadimitr)
СообщениеДобавлено: 17.07.13 20:53 
Не в сети
Академия Гитары
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19.01.04 21:16
Сообщения: 1525
Откуда: Национальная Академия Гитары
Вот это да-а-а... вот это Альгамбра!!! :thumleft: Просто шедевр получится! Супер!
Большое спасибо за ссылку!


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Блог (Vadimitr)
СообщениеДобавлено: 17.07.13 23:09 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22.11.04 21:07
Сообщения: 100
Откуда: Ростов-на-Дону
SVV писал(а):
О-о-о!!! Замечательная тема! Я давно ждал, когда появится на форуме то, что Вы, Вадим, затронули своим постом! Я, когда, работал в муз. училище, а затем в Институте музыки, гонял таких вот умников-коллег, которые пытались говорить вещи, о которых Вы пишете, так, что только пух и перья летели...
Давайте разбираться по-порядку, чтобы нас с Вами не водили за нос и не держали за "музыкальных лохов":

...

P.S. Хочу особо подчеркнуть, что все вышесказанное ни в коем случае не касается Вас, Вадим! Все эти рассуждения я написал исключительно о тех музыкантах, которые высказывают такие мысли нам - профессиональным гитаристам!
И хочу очень поблагодарить Вас за то, что Вы, Вадим, подняли эту очень серьезную и неоднозначную тему, касающуюся нашего правильного мироощущения, самоуважения и самооценки!


Большое спасибо Вам, Вячеслав Вениаминович, за такой развернутый и, что самое главное, очень поддерживающий комментарий!
Я в этих словах сейчас действительно нашел подтверждение, что те "ветряные мельницы", с которыми я воевал все пять лет учебы в колледже, действительно таковы, а рассуждения о музыкальной ущербности гитары и гитарной школы - это дешевые попытки самоутверждения внутри музыкально-педагогического серпентария (такая форма организации пед. сообщества имеет место быть не только в музыке (я это сам видел за 10 лет работы в Вузе, почему и ушел из этой сферы), а настоящие специалисты в ней обычно не участвуют - времени нет, да и потребности тоже).
Я теперь точно знаю, что морочить себе голову идеальным ритмом я не буду, а ровность (ощущение ровности) приходит в каждом произведении с опытом исполнения, когда перестаешь думать о тексте, а начинаешь просто играть.

_________________
При капитализме человек эксплуатируется человеком. При социализме - наоборот! (Народная мудрость)
3 курс 2 семестр


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Блог (Vadimitr)
СообщениеДобавлено: 17.07.13 23:15 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22.11.04 21:07
Сообщения: 100
Откуда: Ростов-на-Дону
Вячеслав Вениаминович, а что вы можете сказать о Русской и Российской гитарной школе? На каком уровне она находится по отношению к лучшим мировым школам?

_________________
При капитализме человек эксплуатируется человеком. При социализме - наоборот! (Народная мудрость)
3 курс 2 семестр


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Блог (Vadimitr)
СообщениеДобавлено: 22.07.13 15:26 
Не в сети
Академия Гитары
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19.01.04 21:16
Сообщения: 1525
Откуда: Национальная Академия Гитары
Vadimitr писал(а):
Вячеслав Вениаминович, а что вы можете сказать о Русской и Российской гитарной школе? На каком уровне она находится по отношению к лучшим мировым школам?


Прошу прощения. Сейчас я не дома, а вопрос не простой. Напишу после 3 августа.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Блог (Vadimitr)
СообщениеДобавлено: 15.08.13 20:43 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22.11.04 21:07
Сообщения: 100
Откуда: Ростов-на-Дону
Вячеслав Вениаминович, а что вы можете сказать о Русской и Российской гитарной школе? На каком уровне она находится по отношению к лучшим мировым школам?

_________________
При капитализме человек эксплуатируется человеком. При социализме - наоборот! (Народная мудрость)
3 курс 2 семестр


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Блог (Vadimitr)
СообщениеДобавлено: 19.08.13 21:57 
Не в сети
Академия Гитары
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19.01.04 21:16
Сообщения: 1525
Откуда: Национальная Академия Гитары
Ага! Спасибо Вадим, что напомнили мне о Вашем вопросе, а то я закрутился и почти забыл о нем!

Вопрос на самом деле очень непростой...
Ведь что понимать под российской гитарной школой?
Школ-то ведь, если уж разбираться детально, много даже в одной отдельно взятой стране. Одной единой школы - будь то русская, российская или советская - нет. Если уж говорить точнее, есть школы того или иного выдающегося исполнителя, а есть школа другого выдающегося музыканта (например, Школа Тарреги, Школа Сеговии, Школа Абеля Карлеваро и т.д.)...

Что бы это было понятно, возьмет например, скрипичную школу. Так вот, есть школа Давида Ойстраха. Со своими подходами, со своим видением скрипичного звука, со своими взглядами на технику (или уж по крайнем мере на то, как работать над ней). А есть иные школы советских скрипачей (Леонида Когана, например) с несколько другими принципами подходов к технике, звукоизвлечению и другим аспектам исполнительского искусства. Эти школы не всегда диаметрально противоположны, но тем не менее они во многом разные (их можно рассматривать в связи с близостью каким-то зарубежным скрипичным школам, но это уже другая тема)...

Насколько я знаю, такая же история с баяном и аккордеоном. Там даже в одной и той же консерватории преподаватели, приверженные к одной школе, в буквальном смысле слова не хотят разговаривать со своими коллегами - преподавателями, которые исповедуют другую школу. Первые учат своих студентов технике, приемам да и всей игре на инструменте, когда палец резко ударяет клавишу (кнопку) - как бы с воздуха, а вторые утверждают, что клавишу "бить" нельзя - её нужно мягко, но активно надавливать - играя, как бы с подготовкой. И даже своих студентов настраивают по отношению в носителям другой концепции враждебно. И такой вот тихий конфликт может присутствовать в стенах учебного заведения много лет. Я сам был этому свидетелем, когда учился в консерватории потому что мы в общежитии жили с баянистом и поэтому я все эти их споры-раздоры и прочие "причуды" знаю "от и до".

И так везде.
На флейте такая же история: есть немецкая школа, а есть японская. Ух и сыр-бор у них был по этому поводу... Уж не знаю, есть у них, так называемая русская, но то, что в какой-то момент приверженцев немецкой школы не принимали для участия в международных конкурсах - это знаю, было точно!
Вот такие дела...

Теперь, что касается гитары.
Россия - удивительная и очень своеобразная страна. С одной стороны в ней миллионы возможностей для применения себя, а с другой стороны - совершенно другой подход к талантливым людям. Любая маленькая страна, если в ней появляется талантливый человек (не говоря уже о гениях), старается гордиться им, а нам хоть бы хны, все ни по чем - даже если он умрет от бедности...

Вот например, когда в Россию приезжал Сор. Его познакомили с Михаилом Тимофеевичем Высоцким. Так вот, услышав его игру Сор был настолько потрясен, что хотел тут же в сердцах разбить собственную гитару (благо, говорят, окружающие его вовремя остановили)! Но больше всего его поразила даже не феноменальная техника и выразительность игры Высоцкого, а русское многоголосье. Русский тип многоголосья предполагает не только параллелизмы, например, но и одновременное движение разных голосов в разные стороны, даже когда они перекрещиваются и меняются местами. В то время как европейскому многоголосью характерно только чередование движения одного голоса, в то время как другой стоит на месте, затем картина меняется на противоположную, никаких перекрещиваний и перемены голосов нет и быть не может! Сора просто сразила красота, не только красота русской музыки, но и её уникальное и неповторимое устройство!

Вот это маленький пример из начала XIX-го века. Всего, конечно, в небольшом посте не опишешь... А очень интересного в то время было много!
Что тут можно сказать - была русская гитарная школа или нет... И какая она была - хорошая или плохая...

Тем не менее, давайте резко скакнем дальше - почти через век.
И здесь нужно хорошо понимать, что наша гитарная школа была долгое время по сути дела отрезана от всего остального мира. Сначала шестиструнную гитару объявили космополитическим инструмент (помните фильм об Иванове-Крамском!), а потом пресловутый "железный занавес" в эпоху холодной войны делал свое дело - отрезал нас от достижений мировой гитаристики. Хорошо это или плохо для страны - это другой вопрос, а вот для гитары было однозначно плохо - не было информации, да чего там, элементарных струн многие десятилетия не было (сами мотали - кустарно!), не говоря уже о хороших гитарах международного класса!

Поэтому очень сложно говорить о нашей гитарной школе - время в течении практически всего 20 века работало против нас (от революции 17-го года, практически до конца лихих 90-х годов, с его кризисами, дефолтами, черными вторниками, развалом культуры, науки, образования и т.д.). Несмотря на недюжинную талантливость русских. Просто трудно думать о возвышенном, когда то революция, то гражданская, то Отечественная война, то космополитизм, то "железный занавес" с холодной войной, то перестройка, с её вывертом мозгов, то развал целой страны с тотальной дебилизацией населения посредством СМИ...)
Да чего тут говорить - все-ж это знают и понимают...

Тем не менее, очень советую прочитать интересную книгу Вольмана "Гитара в России" (ну и следом за ней "Гитара и гитаристы"). Книга это, конечно, написана в самую советскую эпоху (1961 год), но многие моменты в ней освящены правильно (по крайней мере это мое мнение).
Почитайте! Там есть над чем подумать! И многие вопросы, которые вытекают из Вашего Вадим вопроса, станут более понятны...


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Блог (Vadimitr)
СообщениеДобавлено: 19.08.13 23:23 
Не в сети
Академия Гитары
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19.01.04 21:16
Сообщения: 1525
Откуда: Национальная Академия Гитары
Походил... подумал... перечитал еще раз свой пост и подумал - отписка какая-то получилась...

Но, наверное, другого и ожидать было нельзя - просто вопрос очень уж глобальный, объемный.
Наверное, нужно как-то более узко конкретизировать его. Тогда можно будет ответить в формате нашего форумного общения, не прибегая к написанию целой книги.

Сейчас у нас есть прекрасные классические гитаристы - Илларионов, например, тот же Артем Дервоед... Представляют ли они российскую школу гитары мне трудно сказать. Есть и Дидюля, его чисто инструментальная группа на основе гитары (как бы к нему не относились) является самой успешной из всех других и его гитарно-музыкально-инструментальные шоу, на мой взгляд вполне конкурируют с тем же Эммануэлем (когда он играет в том же формате. Опять-таки, прошу понят меня правильно - не по технике (тут они не сравнимы, да и играют на разных гитарах), а по впечатлению от их искусства). Есть уникальный Иван Смирнов, с его неповторимой музыкой...
Так есть ли все-таки российская гитарная школа или нет... Трудно сказать. И есть и нет. Просто очень много всего сейчас. Однозначно нельзя сказать. Время сейчас совершенно изменилось и никто не знает, как будет развиваться музыкальное искусство дальше, и в том числе исполнительское искусство на гитаре.

С другой стороны можно сказать, что русские очень серьезно приложились к гитарному искусству. Вспомнить, например, того же Макарова, организовавшего в Брюсселе первый международный фестиваль гитаристов в 1856 году и отдавшего на это дело все свое состояние и умершего в результате в нищете...
...В России жили и творили многие талантливые гитаристы. Просто, наверное, так звезды легли, что они остались безвестными (но ведь и Бах и Гендель были забыты почти на сто лет и о них вспомнили, благодаря Мендельсону)...

...Подумалось, а я-то себя к какой школе отношу? К русской, советской, российской или еще какой?

...Агафошина знаю только по его школе, самого его, само-собой не слышал. Иванова-Крамского (при самом глубоком уважении к нему и к тому что он сделал для гитары в нашей стране) не люблю, сколько ни пытался его слушать. Уж очень он плоский, примитивный какой-то... как бы это выразиться... "квадратно-гнездовой", да и еще, по моему ощущению с каким-то еле уловимым, но явным "пролетарско-материалистическим" подходом к искусству (я понимаю, что эпоха его была такая - по-другому и нельзя было и не получилось бы!.. Хотя почему не получилось? Был же тот же интеллектуальный Эмиль Гилельс, глубочайший Святослав Рихрер, недосягаемый по высоте духа Генрих Густавовичь Нейгауз...). Хотя к музыке Крамского отношусь очень хорошо и она долгое время была в моем репертуаре.

Я все-таки отношу себя к Тареговско-Сеговиевской школе, как наиболее глубоко и серьезно трактующей инструмент. Я имею в виду не технику как таковую (я, например, часто играю не сеговиевской аппликатурой и не так, как он и как трактуется у него) или отдельные приемы игры, а само понимание гитары, как инструмента, содержащего в себе по сути целый оркестр - маленький, но оркестр, с огромным диапазоном красок и выразительных свойств, недоступных другим инструментам. И я, к сожалению, сейчас почти не вижу гитаристов, понимающих это. Очень многие увлекаются супертехникой, но игра их какая-то пустая, "живущая" в плоскостной системе координат, в то время как меня интересует, когда музыка начинает дышать при появлении третьего измерения...

В общем, получились некие наброски разрозненных мыслей... Ну что ж, пусть пока будет так...

Если эта тема интересна - спрашивайте, думаю, в процессе нашего совместного общения может выплыть много чего интересного...


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Блог (Vadimitr)
СообщениеДобавлено: 20.08.13 21:16 
Не в сети
Академия Гитары
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19.01.04 21:16
Сообщения: 1525
Откуда: Национальная Академия Гитары
По ходу возникают еще мысли по-поводу... Продолжаю.

Можно задаться вопросом: а есть ли гитарные школы в других странах?

Ну Испанию брать не стоит, все-таки гитара вышла их неё и поэтому испанская гитарная школа есть и она общепризнана!
А вот, например, есть ли немецкая гитарная школа или французская гитарная школа или, наконец, японская гитарная школа?

Элен Шарнассе в своем труде, исследуя особенности становления и развития гитары в разных странах, применения там разных строев гитары, количества струн и музыки, по сути говорит все-таки о наличии национальных школ в той или иной стране.
И действительно, в той же Германии были известны крупные гитарные мастера, оказавшие заметное влияние на развитие конструкции этого инструмента. Были и крупные исполнители и гитаристы-композиторы. Значит, можно сделать вывод, что в Германии развивалась собственная гитарная школа.
То же можно сказать и о Франции.
С Японией несколько сложнее... Потому что все там шло не так рано и быстро, как в западном музыкальном мире. Но наверное и там можно говорить о складывании их - японской - гитарной школы. Взять хотя бы того же Казухито Ямашито и еще ряд других очень известных японских виртуозов-гитаристов разных лет. Конечно же их творчество и работа, их ученики, их музыка способствовали постепенному возникновению специфической гитарной школы, причем узнаваемой! Хотя при этом никаких видоизменений строя, параметров инструмента и количества струн не происходило - у них развивалась та же испанская шестиструнная гитара.

Но это тогда - в прошлые столетия. А вот можно ли сейчас говорить о том, что в Германии, Франции, Бельгии, Голландии и пр. продолжают существовать их национальные школы?

Одни исследователи склоняются в сторону этого, а другие мягко стараются обойти этот момент стороной... И причина здесь, на мой взгляд, в том, что мы сейчас живем в совершенно другом мире, мире, где границы интеллектуальных (а музыка в том числе относится к интеллектуальной собственности/деятельности, назовите, как хотите) достижений человечества в целом или в отдельно взятой нации просто стерлись и все взаимоперетекает и обменивается с невероятной скоростью. Поэтому говорить о каких-то локальных гитарных школах в настоящую информационную эпоху, как мне кажется, очень трудно.

Теперь давайте посмотрим через призму тех же критериев на нашу страну.

В России была очень яркая школа семиструнной гитары (и не только в 20-м столетии). Смотрите её отличали:
- во-первых, это была не чисто испанская шестиструнная гитара, а гитара семиструнная;
- во-вторых, у русской гитары был другой строй (не нужно путать с семиструнный гитарой Наполеона Коста - у него был не русский строй);
- в-третьих, и это самое главное - наличие уникальной русской национальной музыки не похожей ни на что другое!

Эти три момента явно говорят о том, что в нашей стране сложилась своя оригинальная гитарная школа, не похожая ни какую другую школу никакой другой страны мира!

Также в России превосходно развивалась и традиционная шестиструнная гитара, основывающаяся в первую очередь на испано-итальянской школе. И если мы не были здесь оригинальны (как впрочем и большинство других стран Европы) в самом инструменте и способах игры на нем, то мы уж точно были неповторимы в чисто музыкальном отношении - я имею в виду русский тип музыкальной выразительности, душевности и чувственности игры, который трудно спутать с каким-либо другим.

Поэтому все-таки можно говорить о том, что в нашей стране складывалась очень мощная, яркая и своеобразная российская гитарная школа!

А вот далее в процесс развития гитарной школы в нашей стране вмешалась госпожа история, причем с совершенно некорректной стороны - геополитики, разрушившей всю страну и все её традиции. Это то, о чем я писал в своих постах выше...

Но кстати, и после всех геополитических катаклизмов мы не совсем уж отстали и не порастеряли свое наследие. И пример тому - наш непревзойденный Сергей Орехов! (А позднее Анастасия Бардина, кстати...) Как только нам немного дали передышку, мы явили миру музыки и Александра Фраучи, и Владимира Терво.
Да, на тот момент мы были не совсем на уровне самых выдающихся примеров ведущих западных гитаристов. Но ведь если бы не последовавшие за этим потрясения, Бог знает, что могло бы получиться на следующем витке нашего развития!
Но нет - опять нас судьба ударила, и очень сильно и больно...
И опять-таки, сразу же после этого миру явилась, например, наша гениальная Ирина Куликова, и Илларионов, и Дервоед и еще ряд наших крупных и серьезных гитаристов. Да и тот же, без времени, кажется, завершивший музыкальную деятельность, феноменальный Александр Ренгач, его тоже стоит вспомнить! А Алексей Зимаков чего стоит!!!

Да, мы в некотором роде, отстали от самых крутых достижений мировой гитаристики, но все-таки не во всем. Не во всем! И я надеюсь догоним, обязательно догоним (перегонять, наверное, и не нужно, нужно просто сохранить свое неповторимое лицо, душу, стиль русской гитары, русской музыки и русского музыканта (и совсем не обязательно семиструнника)).
Ведь есть же русская пианистическая школа, характеризующаяся именно этими критериями и узнаваемая во всем мире именно по ним. Я думаю, что наш русский менталитет, наше мировосприятие, историческая духовность, и, конечно же, наша особенная русская душа не могут присутствовать только лишь в пианизме, не одухотворяя при этом другие инструменты - гитару в том числе. Я чувствую, что придет срок и все проявится и все оформится...


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 70 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB