Zakharo писал(а):
Вот в начале моих занятий с Борисевичем мы разбирали Ручеек по его методике. Там получилось так: первые 5 тактов - это одна группа (он на занятиях называет не "звенья", а "группы"). 6-й такт - такой промежуточный, проходной. Следующая группа - это такты 7 и 8. Следующая - 9 и 10. Следующая - такты с 11 по 14. Следующая - с 15 по 18-й. То есть 5 групп и промежуточный такт. В Ручейке нет частей, выделенных автором. Учить следует каждую группу в отдельности, сначала очень медленно, отрабатывая до абсолютной чистоты, повторяя (только одну группу!) столько раз, сколько необходимо. Потом темп увеличиваем. Потом эти группы соединяем и играем все как одно целое.
Мда...
Ну во-первых, в "Ручейке" не 18, а целых 19 тактов!
Пьеса не может закончиться "группой с 15 по 18-й" такт, потому что тогда она окажется незаконченной - должно прозвучать еще разрешение (этот термин означает в гармонии переход неустойчивого аккорда или звука в устойчивый аккорд или звук (в нашем случае, это переход неустойчивого тонического квартсекстаккорда в устойчивое тоническое трезвучие), которое как раз и звучит в заключительном 19-м такте! Я конечно, допускаю, что тут могла вкрасться ошибка при подсчете количества тактов в пьесе. Но ведь я специально давал в наших лекционных нотах точную нумерацию тактов! Достаточно было просто посмотреть в наши ноты!
Во-вторых, я категорически не могу согласиться с Борисевичем по поводу "первой группы"!
Давайте все-таки не будем выдумывать новых терминов. Для правильного понимания сути, старых, проверенных поколениями музыкантов, вполне достаточно.
В этой пьесе есть несколько логических предложений разной длительности - так мы и будем их называть. Не надо "пудрить" себе мозги какими-то абстрактными "группами" или "звеньями". Для того, чтобы это утверждать, у меня есть очень серьезные основания. В процессе рассказа о том, как на самом деле строится "Ручеек", я покажу ошибки Борисевича и продемонстрирую, к какому абсурду может привести искажение принципиально важной для правильного понимания устройства музыки терминологии.
Читая этот анализ вы сами все увидите и поймете...
Итак, Борисевич говорит, что первая группа состоит из 5 тактов. А 6-й такт - промежуточный.
Я считаю, что это в корне не верно!
И вот почему.
Если мы посмотрим, как построена фактура в начале пьесы, то увидим, что у нас здесь есть:
- Повторяющий из такта в такт (а, точнее, на протяжении первых 6-ти тактов) низкий бас Ми (шестая открытая струна);
- Волнообразное арпеджио на дискантовых струнах;
- ДВИЖУЩИЙСЯ ПО ЧЕТВЕРТОЙ СТРУНЕ СРЕДНИЙ ГОЛОС! Увидеть и услышать его КРАЙНЕ важно!!!
Итак, следите, пожалуйста, по нотам за голосом, движущимся по четвертой струне:
*-Ми-Ми-Ми-*-Фа#-Фа#-Фа#-*-Соль-Соль-Соль-*-Ля-*-Си-*-До-До-До-*-Си-Си-Си
(* - обозначает низкий бас Ми на шестой струне)
Теперь возьмите гитару и проиграйте это построение, играя только эти два голоса, без арпеджиато на дискантовых струнах: низкий бас Ми (шестая струна) и "идущий" по четвертой струне средний голос. Поиграйте и послушайте, как они звучат вместе!
Слышите логику развития этого предложения?! Так есть ли здесь какой-то "промежуточный" такт ???!!!
Итак, 1-й - 6-й такты - это и есть полное, логически законченное, первое предложение.
Борисевич, по сути, взял и отрезал "хвост" у первого предложения, выдав его за "промежуточный" такт. Я могу только сказать, что грамотный музыкант-теоретик от такого анализа бы просто охнул!
Вообще, в этой пьесе целые "россыпи" мелодических ходов. Смотрите, вначале идет "ход" мелодии по четвертой струне (1-й - 6-й такты), затем она поднимается чуть-чуть выше, но все равно продолжает звучать внутри арпеджио (7-й - 10-й такты), потом выходит на свое законное место - на самый верх фатуры (11-й - 14-й и 15-й - 16-й такты), и наконец, постепенно уходит в самый низ - в бас (17-й - 19-й такты).
Эта "мелодическая вязь" - пример прекрасного мастерства композитора по "вплетанию" мелодии в фактуру музыки!
Итак, мы разобрались, что первое предложение состоит из шести тактов!
Второе предложение чуть короче. Оно состоит из четырех тактов: с 7-го по 10-й такт.
Это предложение условно можно назвать диссонирующим, потому что оно по своим гармоническим интонациям довольно напряженное и включает в себя не тональные звуки (То есть, звуки не принадлежащие тональности Ми-минор в которой написан "Ручеек". Это видно даже на глаз. Посмотрите, сколько в этом предложении встречных знаков - диезов и бекаров!).
Это второе предложение делится на две фразы - по два такта каждая: 7-8 такты и 9-10 такты.
Здесь Борисевич опять ошибается
- он принял фразы за логически законченные построения. Но настоящее, логически выстроенное и законченное, построение (т.е. предложение) представляет собой сумму из двух его "групп" по два такта!
Третье предложение тоже состоит из четырех тактов: с 11-го по 14-й такт. Здесь я согласен с Борисевичем. Его "группа" такая же: с 11-го по 14-й такт.
Но конструкция этого построения настолько ясна, прозрачна, проста и понятна, что тут ошибиться просто невозможно!
И наконец, последнее - четвертое предложение состоит из пяти тактов: с 15-го по 19-й такт.
Это предложение можно поделить на две неравные по числу тактов фразы:
- Первая фраза: 15-й - 16-й такт;
- И вторая фраза: 17-й - 19-й такт.
В первой фразе, начиная со второй доли, звучит высокая тема на первой струне в высоких позициях.
А во второй фразе эта же самая тема проходит уже на две октавы ниже и заканчивается басом Ми (шестая струна) в тоническом аккорде Ми-минор.
Послушайте, на примере моей записи:
https://www.youtube.com/watch?v=jU9pHBtFj9k , как можно обыграть заключительный аккорд, чтобы дать почувствовать разрешение басового мелодического хода в заключительную ноту Ми. Смотрите, в последнем такте я вначале беру бас Ми (шестая струна), и только потом, через долю секунды, добавляю к этому басу остальной аккорд Ми-минор на арперджиато (от пятой до первой струны).
Итак, строго говоря, эта пьеса делится не на "5 групп и один промежуточный такт" (по Борисевичу, что является примером неправильного и неграмотного анализа структуры произведения), а на четыре четко логически выстроенных и понятных предложения:
- Первое предложение (длительностью 6 тактов): 1-й - 6-й такт - мелодия движется по четвертой струне. Предложение неделимое.
- Второе предложение (длительностью 4 такта): 7-й - 10-й такт - мелодия вплетена в арпеджио. Делиться на две фразы по 2 такта каждая.
- Третье предложение (длительностью 4 такта): 11-й - 14 такт - мелодия выходит вверх (на первую струну). Неделимое предложение.
- Четвертое предложение (длительностью 5 тактов): 15-й - 19-й такт - мелодия проходит сначала в высоком регистре, а затем ей вторит такой же мелодический ход на две октавы ниже. Делиться на две разновеликие фразы: 2 и 3 такта.
Вот такие дела.
Как вы думаете, может ли у исполнителя сложиться грамотная концепция исполнения, если он неправильно понимает структуру произведения, не видит его логических построений?