У меня пока нет своей семьи, но я обожаю детей. Так трогательно смотреть на совместные упражнения папы и сына... Особенно в конце, когда Алеша так непосредственно разворачивается и улыбается! Больших успехов вам обоим:)
Зарегистрирован: 11.01.13 20:25 Сообщения: 755 Откуда: г. Москва
Спасибо, Рамиль, что перенёс обсуждение моего семейного музицирования в мой блог. Самому неловко было размещать свою ссылку на странице Татьяны, просто раз уж разговор о детях зашёл... Занимается Алёша в ближайшей школе с приходящей учительницей - студенткой консерватории. Я немного подсказывал на первых порах при домашних занятиях, сам играл в детстве лет пять, дошел по программе до Лунной Сонаты, и переключтлся на гитару. Теперь надеюсь когда-нибудь её на гитаре сыграть, некоторые исполнения на ютубе впечатляют.
Зарегистрирован: 19.01.04 21:16 Сообщения: 1860 Откуда: Национальная Академия Гитары
Посмотрел ваши Дмитрий с сыном экзерсисы и не обрадовался, а очень обеспокоился...
И дело вот какого рода. Я конечно не пианист, и наверное, лезу не в свое дело, но все же. Предлагаю Вам самому понаблюдать то, о чем я собираюсь сказать, изучить этот вопрос и сделать свои выводы.
Так вот. Когда я смотрел, как играет Алеша, увидел как запястья его обеих рук заметно прогибаются вниз на каждый извлекаемый им звук. Запястья каждый раз как бы делают некий "реверанс с приседанием". Посмотрите внимательно, как работают его руки, как организовано туше Алеши и Вы обязательно увидите эти "приседания" запястий.
Вопрос: зачем это сделано? Это его так учат или наоборот не учат/не следят и это получается само-собой? Рискну сделать предположение, что так учат и причем целенаправленно.
Теперь берем одного из самых выдающихся пианистов - Владимира Горовица (если не самого выдающегося, по признанию ОЧЕНЬ многих Метров - самого выдающегося современного пианиста, совсем недавно ушедшего от нас). Смотрим, как организована постановка рук у него, как они работают и как организовано его туше:
Видите, руки дышат, запястья дышат, но "приседаний" запястья НА КАЖДЫЙ ЗВУК НЕТ! Его запястья прогибаются. НО! Не вниз вместе с локтем, как у Алеши, а наоборот, его кисть прогибается вниз в запястном суставе и таким образом запястье как бы уходит чуть вверх.
Более того, обратите внимание вот на такой интересный момент: Горовиц часто извлекает звук не В инструмент, а как бы ИЗ инструмента. То есть, смотрите, что у него происходит - он ударяет клавишу и его рука тот час, мгновенно отскакивает от неё вверх, как будто подпружиненная. Вот например, это очень хорошо видно здесь - на 1 минуте 20 секундах. Обратите внимание на такие же моменты и далее в фильме!
Я понимаю, что это должно происходить далеко не везде, а только в специфических местах, где он добивается особого эффекта акцентирования звука или аккорда.
Почему я решил обратить Ваше внимание на звукоизвлечение сына. Как Вы, надеюсь, уже хорошо понимаете из собственного гитарного опыта, очень многие гитарные педагоги совершенно неправильно организуют игровые движения и особенно туше у своих учеников (а нередко и вообще никак не организуют - как получается, так и ладно (но это реже)). Так вот, по моим наблюдениям (в процессе моей собственной учебы, взаимоотношений со студентами, учившимися на других инструментах (мы же варились все вместе, в одном "бульоне") и посещений разных мастер-классов самых разных музыкантов, от домристов, до скрипачей, пианистов и вокалистов (я ведь тоже ОЧЕНЬ много искал, думал, слушал, смотрел, сравнивал то, что делают гитаристы и что хорошего есть в наработках на других инструментах и что полезного можно позаимствовать у них)) точно такие же вещи присутствую везде и на других инструментах. Пристрастный критический анализ и скрупулезное сравнение того, чему и как учат в учебных заведениях и то, как играли действительно выдающиеся мировые музыканты-виртуозы представляет нередко очень существенную разницу (особенно, не в обиду будь сказано, это касается педагогов-женщин... Так уж получается - это особый разговор и я здесь и сейчас я не хочу его развивать и углубляться в это, просто имейте в виду, что это часто встречается, так есть и все, хотя среди женщин-преподавателей я могу назвать и действительно ОЧЕНЬ хороших педагогов, но чаще наоборот).
Так вот, я остановился на том, что среди пианистов я как раз и наблюдал именно такую картину - они приучают играть так, как делает Ваш Алеша. Именно с этими приседаниями запястья. На мои вопросы зачем они это делают, для каких целей, ведь у выдающихся пианистов движения организованы совершенно иначе, следовал стандартный ответ - так положено, запястье и рука должны дышать, сейчас мы будем делать так, а когда-нибудь потом, на другом этапе и будем менять, искать другой звук и формировать другую методологию работы рук. Только дело в том, что как человек научен с самого начала, так оно часто и остается на всю жизнь. Знаете, есть очень меткое выражение: нет ничего более постоянного, чем временное!
Приведу пример. Есть известная гитаристка (не буду конкретизировать). Начинала учиться она у своего отца - профессионального гитариста. Успехи, кстати, демонстрировала очень хорошие: становилась лауреатом детских, а потом и уже не совсем детских конкурсов и пр.. Короче говоря техники они с отцом добились очень приличной, позволявшей побеждать многих конкурсантов-конкурентов. Но ей все время делали замечание - ну что же ты играешь таким никаким звуком, рваным, жестким, не поющем?! На что отец непременно отвечал: сейчас мы с ней занимаемся техникой, техника превыше всего, а потом, когда повзрослеет займемся и качественным звукоизвлечением. И что же? Это время так и не пришло. Она до сих пор играет таким звуком!..
Приведу другой пример из своей жизни. Учась в муз. училище и консерватории у нас у всех была еще одна специальность - дирижирование оркестром (сначала оркестром русских народных инструментов, а затем и симфоническим). Так вот, всех нас учили, что основа дирижерской техники, помимо всяких дирижерских сеток (на разные размеры - 2/4, 3/4, 4/4, 6/4 и пр.), составляет так называемые "ауфтакт" и "точка". И учили делать точку "вниз", как бы с опорой. Мы все мучились, мучились, пытаясь достичь такой же выразительности, как у выдающихся дирижеров - Светланова, Мравинского и пр. Ну никак, какая-то ерунда получается и все тут. И вот в какой-то момент мне посчастливилось пообщаться с одним старым, опытным дирижером-практиком. И он мне сказал: смотри почему у тебя (и, кстати, у всех вас) не получается - вас учат так, чтобы рука падала в "точку", а все крупнейшие дирижеры дирижируют совершенно наоборот - так, что их рука отскакивает от неё вверх. Дирижируя, они не "прибивают" музыку к низу, как вы все, а наоборот, они как бы "поднимают" её вверх, к небу! И очень понятно и конкретно показал, в чем различие такой и такой дирижёрской техники. Понял? Понял! В все! Как только я исправил структуру своих движений, точнее всего лишь этот малюсенький момент и освоился, у меня вдруг ВСЕ стало получаться и все проблемы как рукой сняло, руки вдруг "пошли", родилась свобода дирижирования, а музыка у меня вдруг начала дышать, я ей уже не мешал, наоборот, мы стали как бы сотрудничать с оркестром и самой музыкой. Это была просто фантастика - у меня получалось дирижировать очень близко, ну почти так же свободно и легко, как у тех самых лучших дирижеров (конечно же точно так же не могло получаться, в силу разности опыта, ну и... дарования )!
Ну и естественно, что мы с моим преподавателем по дирижированию тут же резко разошлись "во взглядах" и он стал чуть ли не врагом! Он требовал, чтобы я дирижировал по старому, так как он учил и, следовательно, так, что у меня НИЧЕГО не получалось и не шло, а я, наткнувшись на "золотую жилу" продолжал делать так, как у меня получалось и шло, причем именно для музыки. Но его это ничуть не интересовало - для него было главное, что был поставлен под сомнение его профессионализм. Короче, я полгода принципиально не ходил к нему на занятия и занимался сам (вопрос этот мы не афишировали), потом я сдал очередной экзамен и мы расстались...
Возникает вопрос: так а что же нам наши педагоги мозги "копмосировали" столько лет? Это что вредительство или издевательство? Или они сами такие "профессионалы" - "дом построили, сыновей рожают, дерево садят", и ведь карьеру строят, а подлинный профессионализм где? Голова и профессиональные знания куда подевались? Куда все это делось? А ведь это не что-нибудь, а консерватория, и притом, еще с какими традициями, и с очень хорошим, сильным коллективом преподавателей! И ведь не какая-нибудь новоиспеченная и самозваная, а раньше называвшаяся каким-нибудь Институтом культуры (и отдыха )!..
Зачем я все это рассказываю? Затем, чтобы было понятно, что какая будет природа организации движений, такой будет и конечный результат - уровень техники и выразительность игры! Да и в целом - успешность в музыке!
Вот по таким малозаметным нюансам иногда можно очень многое сказать...
В общем, поразмышляйте над этим вопросом. Не пускайте на самотек обучение сына. Студентка консерватории - это еще далеко не истина в последней инстанции. Думайте сами, думайте критически, сравнивайте, делайте выводы. Это очень важно для того, что получится с Алешей...
Зарегистрирован: 11.01.13 20:25 Сообщения: 755 Откуда: г. Москва
Да, Вы правы, Вячеслав Вениаминович, над запястьем нам ещё предстоит работать. Я помню, как 35 лет назад это происходило со мной, сколько сил и нервов потратила Мария Соломоновна на "яблочки" в моих ладонях. Не могу сказать, что вопрос моего туше был тогда решён, не помню. Скорее всего - нет. Но переживания своей первой учительницы помню до сих пор. Возможно, с тех пор педагогика ушла куда-то, вперёд, или назад, как знать? Но прогресс у Алёши в плане туше очень заметен. Он сел за пианино 4 месяца назад и вначале держал запястья вообще всегда внизу. Естествено, я поправлял. И, судя по изменениям, не только я. Постепенно выправляется правая рука, левая - похуже. Занимается он по программе "Крохе-пианисту", это азы, ликбез для дошколят. Деток стараются не перетруждать, чтобы втянуть их в увлекательный мир музыки и не отбить охоту муштрой. И в то же время, не привить неисправимых неправильных навыков. А Алёшино туше я обязательно обсужу с его учительницей. Большое Вам спасибо! Огромное удовольствие, и польза, от Ваших статей!
Зарегистрирован: 15.10.13 20:11 Сообщения: 92 Откуда: Московская область
Moroz писал(а):
Спасибо, Рамиль, что перенёс обсуждение моего семейного музицирования в мой блог. Самому неловко было размещать свою ссылку на странице Татьяны, просто раз уж разговор о детях зашёл... .
Да я только рада))) Дим, а сколько Алеше?
_________________ Не растраивайтесь из-за ерунды. Ерунда же из-за Вас не растраивается.
Зарегистрирован: 11.01.13 20:25 Сообщения: 755 Откуда: г. Москва
Здравствуйте, коллеги! Купил такую штуку в интернет-магазине stringsbymail.com Теперь качаюсь не только нейлоном. И вообще - хороший магазин! Заказал 3-го июля (сделал себе подарок на ДР), получил 26-го. Ещё набрал: - два комплекта струн карбоновых Даддарио на пробу, на них была скидка по акции 60%, а так стоят в два раза дороже Савареса; - увлажнитель в корпус гитары; - резиновую сурдину в резонаторное отверстие (как оказалось, заглушает она лишь низкочастотную составляющую звука, но и то, соседям полегче будет) ; - набор для чистки струн - раствор и специальные двусторонние щеточки; - лимонное масло для накладки грифа. Доставка вышла в 650 р., считаю очень недорого и оперативно. Оплачивал покупку с международной карты Сбербанка, моментально, без комиссии и по официальному курсу. Так что магазин продолжаю рекомендовать, можно пользоваться.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения