Попробую рассказать.
Итак, смотрите, гитара - это, можно сказать, акустический генератор. И работать она должна, если сравнить очень приближенно и упрощенно, как колонка. Вот давайте к теории построения колонок и обратимся:
Известно, что у хороших колонок должны быть достаточно массивные - не тонкие деки: и боковые и задняя. Про расчет внутреннего звукового объема и всякие там фазоинверторы здесь говорить не будем. В данном случае для нас важно то, что для того чтобы звук в колонке формировался правильно и обладал плотностью, собранностью и густотой (это музыкансткие термины и я не знаю пользуются ли ими звукоинженеры, скорее всего у них для описания тех же свойств звука есть свои) нужно, чтобы колонка не была сделана из слишком тонких стенок! Иначе в звуке пропадет, скажем так, компрессия, звук станет жидким, несбалансированным, консервнобаночным. Наверное, кто-то включал просто один динамик (даже если он очень хороший) и наблюдал, что звук есть, его можно сделать громким, но он все равно будет отдавать некой консервной банкой. Это и понятно, потому что открытый диффузор динамика в этом случае пакостит сам себе, работая сам на себя как бы в противофазе...
То есть, для того, чтобы можно было сформировать по-настоящему красивый, глубокий и сочный звук, с правильным балансом обертонов (а не просто, как говорят - "долбит нормално!"), нужно чтобы диффузор динамика (берем его как аналог верхней деки гитары) работал вперед, создавая звуковые волны (которые можно описать, как распространяющиеся зоны сжатия и разряжения воздушной среды) перед собой, при этом его задняя часть работала бы на некий ограниченный и строго рассчитанный зарытый объем, который бы был отделен и хорошо изолирован от внешней среды. Именно тогда мы получим правильную работу динамика. Работу динамика в ограниченном объеме легкового автомобиля здесь не будем рассматривать - в таком закрытом небольшом объеме имеют место несколько другие принципы, похожие на работу наушников на голове слушающего.
Итак, это первый момент, который очень важно хорошо понять.
Второй важным момент такой:
Очень важно, что сравнительно негромкий звук гитары не рассредотачивался во все стороны. Важно, чтобы звук был сконцентрирован по одной определенной оси, в данном случае вперед - на слушателя, в зал. Эту функцию отражения и перенаправления звука вперед и выполняет нижняя дека. И если она слишком тонкая, звук от верхней деки, идущий назад, просто пробивает эту тонкую нижнюю деку и почти от неё не отражается. В этом случае и говорят, что гитара звучит "в живот". То есть, часть звуковой энергии, которая могла бы быть добавлена к звуковой волне идущей вперед от гитариста (вернее от верхней деки гитары) и усилила бы определенные параметры звука (такие, как в первую очередь громкость, объемность и сочность звучания) оказывается потерянной для конечной звуковой картины.
Именно поэтому известны мастера, которые делают очень толстые нижние деки у своих инструментов - иногда аж до 8 мм толщиной. Или делают двойные нижние деки. Они преследуют именно те моменты, о которых я и написал выше.
Я, кстати, видел много гитар с очень тонкими нижними деками (толщиной 2 мм). Все они работают "в живот". Ими можно наслаждаться очень непродолжительное время, а потом их работа начинает раздражать, не хватает, как бы это сказал Кастанеда, "точки сборки" звука.
Нормальная работа гитары начинается тогда, когда выдержан баланс между толщиной верхней деки (она обязательно должна быть тоньше нижней) и нижней декой (её нормальная толщина начинается от 3 мм и выше).
Верхняя дека должна быть достаточно тонкой и одновременно прочной и эластичной, чтобы она была способна очень остро реагировать на колебания струны и отвечать на малейшие нюансы атаки и обертонов в звуке. Тогда гитара получается очень управляемой по характеру звучания (громкости, атаке звука и тембральных красок), как говорят музыканты.
А вот недостаточная толщина обечаек и особенно нижней деки не дает наполнить звук "дыханием дерева" - тем неповторимым ароматом, который дает палисандр, или красное дерево, или клен, или орех и т.д. Звук получается тогда, как бы, как не настоявшееся, молодое вино: крепость и вкус вроде бы есть, а того неповторимого аромата, особого послевкусия, которое так ценится в настоящем букете хорошего вина - нет.
И это третий момент, который нам нужно знать: обязательно нужна необходимая и достаточная толщина сопутствующих верхней деке элементов корпуса гитары, иначе звук будет красочно обедненным.
Гитары Усова как раз и отличает эта правильно выбранная пропорция: у них особым образом выделанные деки. И это очень тонкий момент, который в результате изучения опыта великих мастеров (и в частности скрипичных мастеров) и собственных экспериментов нашел Александр. Плюс к этому верхняя дека его гитар имеет особое строение укрепляющих её пружин, и эта конструкция не такая, как на гитарах большинства других мастеров. Далее, толщина нижней деки у Усова другая - не такая как у Рамиреса. Есть и еще некоторые особенности, о которых я не могу говорить публично, потому что это ноу-хау мастера. У Усова целый набор потрясающе интересных находок, которые он применяет в своих инструментах.
При этом хочу сказать, что есть гитары достаточно громкие, но при этом очень бедные по тембру. Я встречал и обратное, когда гитара звучит очень красиво, но она по сути дела комнатная, то есть, очень тихая, с ней нельзя выходить в зал, вас просто не услышат и вся красота звука будет бесполезна.
У Усова баланс громкости и красоты тембра выверен практически идеально - его гитары и не слишком громкие, не переходящие за черту грубости звучания (но и не тихие), и одновременно обладающие очень наполненным, сочным и красивым тембром.
Ошибка многих гитаристов в том, что они не слышат тембра гитары, они по сути дела глухие ( точнее, тембрально глухие), они оценивают инструмент только по критерию громкости и броскости звучания. Это очень большая ошибка! Это, кстати, следствие того, что многие профессионалы, несмотря на то, что они профессионалы, не обладают высокопрофессиональным туше (просто послушайте то, что делается на YouTube + походите на концерты!). Не умея правильно извлекать всю красоту звука, они не могут заставить инструмент звучать так, как он на то способен, не могут вытянуть из него все 100% его звуковых, тембральных возможностей, и, следовательно, не могут оценить этот критерий. И следовательно, оценивают гитару в основном только по тому, насколько громко и мощно она звучит. И все! К громкости очень быстро привыкаешь (и точно так же привыкает ваш слушатель) и её - громкость уже не замечают, относятся к ней, как к должному и само-собой разумеющемуся. А вот если у гитары есть еще и некая загадка, особая "изюминка" в её звуке, этим не устаешь наслаждаться и именно это и позволяет творить, раз за разом вызывая капризное творческое озарение!
Мы с Александром сравнивали параметры громкости и тембра его гитар и гитар, например, Ивана Кузнецова. Гитары Кузнецова относятся к инструментам с довольно сильным по громкости звуком. Гитары Усова не только не уступают Кузнецовским, но даже чуть-чуть превосходят их по силе звучания (если уж серьезно форсировать звук).
Но при этом усовские гитары обладают удивительным по тембру звучанием, сочным, глубоким, одновременно мягким и стройным, каким-то одухотворенным, на них хочется играть и не останавливаться!
И еще. Не западайте на мнения других гитаристов - среди них очень много тех, кого слушать серьезно не нужно! Слушайте, оценивайте сами и старайтесь составить свое, независимое от всяких авторитетов мнение! Кроме того, мой опыт говорит о том же, о чем говорит опыт, описанный Ли Якоккой в книге "Карьера менеджера": производителями автомобилей замечено, что если человек купил автомобиль, то он никогда не скажет о нем плохо, ведь это будет подрывать его имидж, какие бы недостатки ни были в его новой машине, от все равно будет хвалить её.
Точно так же и среди гитаристов-профессионалов - всегда будут хвалить собственный инструмент и критиковать чужой! Поэтому все проверяйте, не доверяйтесь чужому мнению (и моему тоже
)...