Martin писал(а):
Коллеги, доброго времени суток. Рекомендую к просмотру хороший фильм "Одержимость"
http://www.kinopoisk.ru/film/725190/Пусть не все ложится в рамки традиционной педагогики, но, право, он стоит того, чтобы посмотреть и музыкальную
мотивацию потревожить.
В сети (в свободном доступе) его легко отыскать.
Приятного просмотра.
Цитата:
«Нет на свете слова более вредного и опасного, чем молодец.»
Спасибо за ссылку на этот фильм. Мы тоже его посмотрели.
Ну что сказать? Фильм на самом деле очень и очень неоднозначный. История, рассказанная в нем, вызывает довольно много вопросов. И первое, что хотелось бы сказать, что и у меня, и у Вячеслава после просмотра осталось достаточно тяжелое чувство. И мы, наверное, больше двух часов после этого сидели и обсуждали фильм…
В первую очередь, нужно сказать о том, что этот фильм, скорее всего, будет понят профессиональными музыкантами, которые проходили профессиональное обучение и столкнулись со всем этим, и всеми остальными людьми, которым не довелось окунуться в «горнило» профессионального музыкального образования, очень по-разному. И поэтому мы хотели бы поделиться своими мыслями по поводу этого фильма.
Во-первых, нужно сказать, что события фильма связаны с джазом и проходят на кафедре духовых инструментов, ведь джаз – это, в первую очередь, духовые инструменты. Как вы увидели, в составе оркестра почти сплошь духовики, ну кроме, конечно, пианиста, которого они вынуждены приглашать. Кстати, ударные инструменты тоже относятся к кафедре духовых. Одним словом, фильм рассказывает о студенческом джазовом оркестре. И тут нужно хорошо понимать, что для духовиков-джазистов игра в оркестре – это ВСЁ! Это вся жизнь! Это вся их карьера, все их надежды, все устремления. Потому что только в джазовом коллективе духовики могут проявить себя полностью, «до донышка»! Именно в джазовом коллективе духовые инструменты – главные! Чего нельзя сказать о симфоническом оркестре, где духовые – хоть и частая, но все же эпизодическая «краска». То есть, игра в хорошем джазовом оркестре – это лучшее, что можно пожелать духовику. Карьера сольного музыканта-виртуоза у них крайне редка.
Все это нужно помнить, чтобы правильно понимать канву фильма.
Теперь давайте разберемся, чем отличается игра в оркестре от сольного исполнительства?
Если при сольном исполнении музыкант полностью предоставлен сам себе, он - царь и бог сцены, он может делать все, что ему заблагорассудится, все что он хочет. Он может творить музыку как угодно, согласно своему пониманию, технической подготовке и таланту. Главное, чтобы это не выходило за рамки стилистически дозволенного и разумного.
А вот в оркестре все совершенно наоборот. В оркестре царь и бог – дирижер. Ему подчинено абсолютно все. Он решает, как трактовать произведение, в каком темпе его исполнять, где замедлять, а где ускорять, какая будет динамика, какие голоса следует выдвинуть на первый план, какие прибрать и многое-многое другое. От оркестра же требуется абсолютная слаженность и сыгранность. А от каждого из оркестрантов – полное подчинение воле дирижера. Не допускается никакой отсебятины! Ни в малейшей степени! Иначе игра оркестра развалится. Все это так. Все это правильно.
Но в фильме ситуация гипертрофирована до предела: дирижер Теренс Флетчер в буквальном смысле «ломает через колено» музыкантов. Не просто требует полного подчинения, но всячески унижает их, уничтожает как личности. Обратите внимание: ни один оркестрант даже глаза на него поднять не смеет! А когда Флетчер обращается к кому-нибудь, мы видим глаза музыканта, полные даже не страха, а просто-таки ужаса! Дирижер в полном смысле растаптывает человеческое достоинство, заставляя своего подопечного кричать на весь оркестр «я – плакса». Это самая настоящая палочная дисциплина! И все это определяется только одним: хочешь сделать карьеру - терпи и беспрекословно подчиняйся!
Что двигает Флетчером?
Тезис о том, что кто-то когда-то стал выдающимся музыкантом только после того, как в его голову запустили тарелкой (от барабанов). И этот тезис – его главное жизненное кредо! Он действует согласно этому кредо, уничтожая личность и достоинство своих студентов одного за другим. Часть этого кредо - фраза «нет на свете слова более вредного и опасного, чем молодец!»
Эта идеология позволяет Флетчеру оправдывать свой изощренный психологический садизм. Не надо думать, что кредо заставляет его быть садистом. Как раз все наоборот. Думаете, он не знает, что делает с людьми? Знает! Он ведь очень умный человек. Он делает это и испытывает удовольствие.
У человека для поступка всегда есть две причины: одна – для людей – красивая, вторая – для себя - настоящая… Садизм в любых его формах – свойство личности Флетчера, а кредо – всего лишь оправдание этого садизма в глазах окружающих.
Что реально сподвигает его на такое поведение?
Профессиональная деформация личности? Возможно. Такое бывает.
А может быть, это проявление каких-то психологических комплексов, издержки воспитания.
Так или иначе, но именно это заставляет Флетчера самоутверждаться за счет подчиненных, проявляя по отношению к ним крайний деспотизм.
Каковы же результаты его деятельности? Имеет ли смысл такое поведение? Оправдано ли оно?
Весь оркестр в буквально смысле трепещет от страха. Двое студентов попадают в тяжелейшую депрессию, а один даже сводит счеты с жизнью. У Нимана тяжёлый психологический срыв и, как следствие, отчисление из учебного заведения. Но ведь эту ситуацию (с дракой) опять-таки спровоцировал Флетчер – вспомните, что предшествовало этому!
Может быть Флетчер "подогревает" мотивацию своих студентов? Так каждый из них уже и так замотивирован до предела! Их не надо мотивировать как-то дополнительно. Над ними не надо так издеваться, как это делает Флетчер. Они и так готовы горы свернуть ради него и ради музыки.
Финал фильма может показаться позитивным. Многие могут подумать, что старания Теренса Флетчера увенчались успехом, он наконец-то реализовал мечту своей жизни – нашел, отобрал, отфильтровал, отсортировал, выпестовал гениального барабанщика. (Кстати, совершенно непонятно, почему именно над барабанщиками он так изощренно издевается.)
Но на самом деле, Ниман начинает творить чудеса на этом концерте
не благодаря, а вопреки Флетчеру. Ведь если внимательно посмотреть на игру Нимана на последнем концерте - у него тяжелейший стресс. Ведь Флетчер решил его окончательно уничтожить. Причем не просто так, а публично. И возможно, после этого Ниман мог даже свести счеты с жизнью. (Кстати, Ниман допускает ошибку. Ему не нужно было играть первую композицию. Надо было просто сидеть и не играть, а подключиться к оркестру в следующих композициях.)
Ниман оказался просто сильнее. Вроде бы happy end? Но так ли это?
А если задаться вопросом: а что дальше? Что будет с Ниманом дальше? Как он будет жить после этого? Станет великим барабанщиком? Или станет пить? Получит массу проблем психологического плана? Бросит музыку? Потеряет веру в людей? Или что-то еще?
Вопросы, вопросы, вопросы…
И кстати, еще один большой вопрос: почему Флетчер в конце поддержал Нимана?
Может создаться впечатление, что он увидел гения, вдохновился его игрой и решил его поддержать!
Думаем, здесь все гораздо проще: его собственная карьера оказалась под ударом и могла «пойти прахом». Причем так же публично! Азарт, конечно, был. Флетчер очень опытный и азартный музыкант. Но у него просто не было другого выхода. Он спасал концерт, но в том числе, спасал и себя, свою репутацию! Это конечно, очень упрощенно. Ситуация психологически гораздо многограннее и сложнее, но и этот аспект нельзя забывать...
А теперь давайте посмотрим, как на самом деле воспитывали и воспитывают гениев.
Если изучая жизнь выдающихся людей отбросить все мифы, то часто выясняется, что будущий гений формировался и воспитывался в некой особой благоприятной микросреде. Там не пытались создать ему проблемы, высасывая их из пальца ("...Не мой темп!" и пр. Кстати, как мы ни пытались уловить разницу в темпе, не смогли! Даже если она и была, то настолько микроскопическая, что её можно было просто не принимать во внимание). Как раз наоборот, там создавалась особая, исключительно доброжелательная обстановка любви, веры и поддержки. Эту роль в судьбе выдающихся людей могли играть самые разные люди: друг или друзья, родители, жена (иногда муж) или настоящий наставник - Учитель! Но так или иначе, в жизни каждого гения такой человек обнаруживается...
Для примера можно взять того же Генриха Густавовича Нейгауза – величайшего пианистического педагога. Подчеркиваем: не просто выдающегося пианиста и преподавателя музыки, а именно величайшего музыкального педагога. То, как он относился к своим воспитанникам, какие отношения искренней дружбы и поддержки были между его студентами, и как жил его пианистический класс, стало легендой у пианистов. А когда студенты привели к нему молодого Святослава Рихтера с просьбой посмотреть игру этого начинающего пианиста, Генрих Густавович совершенно просто и откровенно шепнул: «Знаете, мне кажется, он гений!»
Насколько же велика была скромность и чистота этого человека, что он ставил своих студентов превыше всего! Выше себя, выше своей самости! Знаете, в чем главное отличие гения? В отсутствии у него гордыни!
Другой пример: совсем недавно посмотрели великолепную передачу Александра Журбина с Николаем Комолятовым и Артемом Дервоедом.
То, что Артем является одним из самых лучших гитаристов-исполнителей России, думаем, никто не сомневается. Это надо просто увидеть и услышать с какой любовью и гордостью Николай Комолятов, у которого учился Артем, произнес следующую фразу: «Артем – это моя самая большая гордость! И это гордость всей нашей семьи!» Разве можно поверить, что этот удивительно деликатный и мягкий человек, мог как-то унижать своего ученика и, тем более, издеваться над ним? Наоборот, доброта, невероятное терпение и вера в своего непростого ученика позволили свершиться чуду! Вот и результат - талант Артема раскрылся в полной мере, удивляя и поражая теперь людей во всем мире.
http://www.youtube.com/watch?v=jF1GgMPc7fwhttp://www.youtube.com/watch?v=vXlVL64oL80Разве можно сказать про Артема, что это забитая личность со взором, приросшим к полу?!
Можно вспомнить и пример гениальной Ирины Куликовой, важнейшую роль в судьбе которой сыграла её мама – сама прекрасная виолончелистка – которая не только во всем поддерживала свою дочь и помогала ей, но и буквально «несла» Ирину как самую величайшую драгоценность!
А на последок мы хотим сказать, что у Нимана тоже был свой "ангел-хранитель"! Настоящую, и так нужную ему, поддержку Ниман получал от отца. Это благодаря ему, его вере и любви Ниман стал тем, кем он стал! Именно отец сделал Нимана.