Национальная
Академия Гитары

GuitarForum.ru

YouTube канал национальной академии гитары
Текущее время: 28.03.24 15:28

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Запрещена реклама и флуд



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Любопытные истории из жизни великих композиторов
СообщениеДобавлено: 01.10.14 17:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19.01.04 21:16
Сообщения: 1859
Откуда: Национальная Академия Гитары
Любопытные истории из жизни великих композиторов.

Самого масштабного заработка Шуберту едва хватило раздать долги и продержаться несколько недель. А опись всего имущества композитора после его смерти с легкостью уместилась в 4 строчки...

Мы подготовили несколько любопытных историй из жизни великих композиторов.

Сколько стоит Шуберт?

Изображение
Фрагмент картины Джозефа Абеля (1764–1818), на которой, по предположению искусствоведов, изображен молодой Франц Шуберт

Весной 1828 года, 26 марта, Шуберт наконец-то согласился составить концерт из собственных произведений. Потребность в деньгах и известности чувствовалась все сильней. Пресса откликнулась неохотно — первый отзыв был напечатан в Дрездене 12 июня, 2 июля сдержанная рецензия вышла в Берлине. Венская пресса обошла событие стороной.

Тем не менее концерт собрал 800 флоринов — самый масштабный заработок всей шубертовой жизни. Он тут же купил себе наконец собственное фортепьяно взамен прежде арендованных, сводил Бауэрнфельда на концерт Паганини, раздал долги, и через несколько недель оказался на той же мели, что и прежде.

В ноябре того же года Шуберт умер. Опись всего его имущества после смерти выглядела так:

3 вечерних фрака, 3 сюртука, 10 пар брюк, 9 жилетов;

1 шляпа, 5 пар туфель, 2 пары сапог;

4 сорочки, 9 шарфов и платков, 13 пар носков, 1 простыня, 2 покрывала;

1 матрас, 1 подушка, 1 одеяло.

«Музыкальная забастовка» Йозефа Гайдна

Изображение
Гайдн Франц Йозеф, портрет работы Томаса Харди (1792)

Тридцать лет служил Гайдн у венгерского князя Эстергази и тридцать лет он оставался «крепостным слугой». Несмотря на то, что композитор уже получил всеобщее признание, он должен был во всем подчиняться князю Эстергази. Ни Гайдн, ни музыканты капеллы не имели права покидать резиденцию князя, пока он был там. А князь уезжать из резиденции не торопился. Музыканты капеллы устали от жизни без отдыха, что вынудило их обратиться к Гайдну за помощью.

И Гайдн нашел выход. В 1772 году к очередному празднеству он написал новую симфонию. Гости об этом были предупреждены заранее, и теперь они с нетерпением ждали начала концерта.

И вот зажжены свечи на пюпитрах, раскрыты ноты, приготовлены инструменты… Симфония зазвучала… Вдруг… Один из валторнистов отыграл такты своей партии, закрыл ноты, затем сложил свой инструмент, потушил свечу на пюпитре… и ушел! Гайдн, будто не замечая, продолжил дирижировать.

Флейтист сыграл свою партию и тоже закрыл ноты, потушил свечу и ушел. Никто в оркестре не обращает внимания на то, что уже второй валторнист, а за ним гобоист покидают сцену. Одна за другой гаснут свечи на пюпитрах, друг за другом уходят музыканты…

Что же Гайдн? Неужели не слышит?
Замер последний звук. Погас последний огонек. И в беспросветно темном зале остался лишь густой запах свечного нагара.

Гайдн победил. Князь понял намек и на следующее утро покинул свою резиденцию, дав музыкантам возможность отдохнуть от служения.

Бах и Маршан. История несостоявшейся дуэли

Изображение
Портрет Иоганна Себастьяна Баха (1746)

Игра французского органиста Луи Маршана настолько восхитила немецкую публику, что все твердили, что он затмил собой всех немецких исполнителей. Но тут до короля дошли слухи о музыканте Бахе из Веймара, искусство которого якобы являлось вершиной мастерства. Иоганн Себастьян был вызван в Дрезден и допущен слушателем на концерт при дворе.

На концерте Маршан сел за клавесин и выступил с одной из французских арий, дополняя ее блистательными вариациями. Публика разразилась громкими аплодисментами. После выступления Баха пригласили опробовать клавир. Он сел за клавиши, и зал замер в удивлении: Иоганн Себастьян начал играть ту же композицию, что исполнял Маршан. Бах услышал ее в первый раз в жизни, что не помешало ему безошибочно повторить все вариации французского органиста и добавить собственных — более сложных и искусных.

Историк Фридрих Марруг писал: «Маршан, который до сих пор не встречал среди органистов себе равных, был вынужден признать несомненное превосходство своего нового соперника, ибо, когда Бах взял на себя смелость пригласить его к состязанию в игре на органе и набросал на листке бумаги тему для импровизации, господин Маршан не только не явился в назначенное время к месту состязания, но счел благоразумным удалиться из Дрездена».

Таким образом, творческая дуэль так и не состоялась. Маршан отбыл из Дрездена ранним утром. Победа без состязания была присуждена Баху, что, правда, нисколько не отразилось на общем положении Баха. Дрезден по-прежнему продолжал упиваться иностранными талантами и тратить на них огромные деньги, а милостиво отпущенное Баху вознаграждение не дошло до него, застряв в карманах дворцовых чиновников.

Последнее произведение Моцарта

Изображение
Вольфганг Амадей Моцарт, Барбара Крафт

Год выдался тяжелым: Моцарт страдал от безденежья и долго болел. Однажды в дверь постучался незнакомец, одетый во все черное.

— Я пришел к вам, сударь, по поручению очень важного лица. Лицо это не желает, чтобы имя его было известно.
— Пусть будет так. Чего же он хочет? — ответил Моцарт.
— Он только что потерял близкого человека. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти церковной службой и просит написать для этой цели реквием. Вложите в это дело весь свой талант, вы имеете честь работать для большого знатока музыки, — сказал незнакомец и удалился.

Идея создания реквиема глубоко захватила Моцарта. Он работал с невероятным увлечением. Вот только состояние здоровья композитора становилось все хуже. «Видно, для самого себя пишу я этот Реквием», — не раз говорил он жене и друзьям. Странная таинственность незнакомца только усугубляла положение и действовала угнетающе на возбужденное воображение композитора.

Когда Моцарта зашли навестить друзья, они были потрясены его болезненным видом и уговорили отложить работу и лечь в постель. Он согласился при условии: друзья сейчас же исполнят для него готовые части Реквиема. А своему любимому ученику Зюсмайеру Моцарт стал давать необходимые указания по завершению Реквиема.

Около часа ночи Моцарт скончался.

Позже загадочная история с таинственным заказом объяснилась просто. Граф Франц фон Вильзег цу Штуппах, большой любитель музыки, желал во что бы то ни стало прослыть композитором. С этой целью он заказывал талантливым музыкантам композиции, переписывал их и выдавал за собственные. Потеряв жену, граф решил почтить ее память исполнением Реквиема. С этой целью он послал к Моцарту своего управляющего, который и вел разговор с композитором. Желанием присвоить сочинение великого Моцарта и объяснялась таинственность переговоров.

Тело Моцарта было погребено в общей могиле, где хоронили бедняков, бездомных бродяг и преступников. Много лет спустя была сделана попытка отыскать останки великого композитора. Но безрезультатно.

Ныне на венском кладбище можно увидеть прекрасный памятник Моцарту. Но праха великого композитора под ним нет.

Источник: http://whitepageshistory.ru/blog/43219791002/Lyubopyitnyie-istorii-iz-zhizni-velikih-kompozitorov?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0&domain=mirtesen.ru&pad=1&tmd=1

--

P.S. Я лишь хотел бы дополнить эту интересную подборку историй тем, что описанная в статье симфония Йозефа Гайдна сейчас фигурирует в концертах, как Симфония № 45 - "Прощальная". И если она мастерски исполнена, то и по сию пору продолжает производить неизгладимое впечатление на зал!

Кроме того, я бы не сказал, что положение Гайдна при дворе князя было сравнимо с положением простого слуги. Это, на мой взгляд не совсем верно. Хотя строго говоря, абсолютно все придворные при дворе князя являются в той или иной степени его слугами! Так вот:

Князь Эстерхази (мне кажется, так вернее звучит) и Великий композитор были довольно близкими друзьями. Во-первых, князь очень ценил своего гениального музыканта (чего, кстати, нельзя сказать о собственной жене великого композитора, которая относилась к работе своего мужа крайне индифферентно, делая, к примеру, из его исписанных нотами листов папильотки), а во-вторых, они дружили настолько, что об этом свидетельствует одна прелюбопытная история, произошедшая между ними:

Гайдн несколько раз намекал своему хозяину, что давно остро нуждается в средствах и ему не помешает повысить композитору, постоянно услаждающему слух князя своими великолепными творениями, жалование. В конце-концов во время очередного разговора по этому поводу Йозеф так раздухарился, что взял и просто-напросто надел один из стульев князю на голову. Да не просто надел, а так, что стул сломался! И что же? А ничего - Николай Эстерхази и композитор остались после этой истории добрыми друзьями, каковыми и были до этого. А жалование, конечно же, повысили :hello2: . Конфликт был исчерпан.

А по-поводу Вольфганга Амадея Моцарта советую посмотреть очень интересный фильм, рассказывающий малоизвестные факты его биографии и в частности о его связях с масонством:

- некоторые очень интересные факты о жизни Великого композитора;
- кто спонсировал Моцарта, оплачивая его долги и спасая от кредиторов;
- какие тайны посмел раскрыть композитор в своей опере "Волшебная флейта";
- почему свое последнее произведение - "Реквием" Моцарт писал, как он часто повторял, для себя самого?
- за что же все-таки отравили композитора и кто это сделал?

в фильме Бориса Корчевникова "Хочу верить!":



Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Любопытные истории из жизни великих композиторов
СообщениеДобавлено: 01.10.14 18:58 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 28.01.13 23:24
Сообщения: 925
Вячеслав Вениаминович!

Спасибо за интересную информацию и замечательные портреты великих музыкантов! Очень интересным показался мне портрет Ф. Шуберта - на нем я ясно увидел, что он был очень романтичным человеком.

Сажусь смотреть фильм про А. Моцарта... :D

_________________
Мой канал на Ютубе
...
До седин я у жизни хожу в подмастерьях,
Всё ещё не зачислен в разряд мастеров ...
О. Хайям (1048 - 1131)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Любопытные истории из жизни великих композиторов
СообщениеДобавлено: 01.10.14 19:53 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11.03.13 20:41
Сообщения: 723
Откуда: Тюмень!
Очень интересно. Баху было достаточно 65- ти лет, чтобы сейчас все классические музыканты стремились приблизиться к его гениальной музыкальной мысли. Гайдн прожил 77 лет. По тем временам долгожитель. Моцарт умер в 35 с копейками, а Шуберт - в 31 год!!!! Вы представляете, насколько гениальны были эти молодые люди, если в этом возрасте оставили то, что оставили! Подумаешь невольно - вот тебе и простынь...одна... А сколько исписанных нотных простыней, которые по сей день не износились....

_________________
II Курс
Альбина


Мои записи: http://youtube.com/user/gavrishalbina/videos?view_as=public


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB