Зарегистрирован: 19.01.04 21:16 Сообщения: 1859 Откуда: Национальная Академия Гитары
Попался очень интересный и в некотором роде шуточный ролик тоже можно сказать из серии "Музыканты шутят": Дирижировать - это просто!
Чтобы все всем было понятно, вначале нужно сказать, что на самом деле дирижирование симфоническим оркестром - это очень непростое дело. Нужно не только превосходно представлять исполняемую музыку со всеми её нюансами. Нужно точно знать, где, в каком месте, в каком такте вступает та или иная группа инструментов и показывать эти моменты вступления различных инструментов и групп, чтобы музыканты не ошиблись с началом звучания своих партий и не разъехались "кто в лес, кто по дрова". Оркестранты, конечно, тоже следят за музыкой и считают такты до момента своего вступления, но в процессе игры может всякое случиться - могут и ошибиться, и вот тогда может наступить "катастрофа", а этого допустить нельзя. Поэтому дирижер очень четко должен показывать все и всем - когда вступать и кому.
Кроме того, нужно очень "прочно" держать управление огромным коллективом в своих руках, показывая динамику для разных групп инструментов, четко регулирууя агогику, внимательно слушая, что получается в смысле общего саунда и, если нужно (а это постоянно оказывается нужно), приводя баланс звучания разных групп к желаемому и нужному соотношению (чтобы, например, духовые не выпирали со своим звуком и не давили струнные, было слышно контрабасы, скрипки не забивали бы альты и пр. и пр.). Дело в том, что когда у тебя под подбородком звучит твоя собственная скрипка (причем громко) или рядом с ушами басит твоя виолончель, невозможно услышать, что и как звучит на другом конце оркестра и что там играют другие музыканты, громче тебе нужно играть или, наоборот, тише, синхронно "идешь" ты с другими группами инструментов, а может быть "уехал" вперед или наоборот, чуть-чуть отстал. Именно поэтому дирижер для большого оркестра, где задействовано от 60 до 120-ти, а в некоторых случаях даже и больше, музыкантов просто необходим! Нужно очень умелое руководство таким огромным коллективом, чтобы он стройно и предельно согласованно играл.
Есть и еще один очень не простой момент, связанный с природой звукоизвлечения на струнных смычковых инструментах и духовых. Они в известной степени инерционны. У них как бы есть момент "проскальзывания", что ли. То есть, эти группы инструментов как бы не сразу отвечают на показ момента вступления, а немного запаздывают. Скрипачам нужны пара мгновений, чтобы их скрипки начали звучать после начала ведения смычка по струне. Точно так же и духовые инструменты не сразу генерируют звук при вдувании в них воздуха. И если дирижер будет просто "махать" в такт музыке, то оркестр будет "отвечать" не сразу, не мгновенно, а как бы с запаздыванием. И из-за этого через некоторое время такой горе-дирижер обнаружит, что темп игры оркестра съехал почти что к черепашьему. Если ничего не предпринимать, то в конце-концов оркестр может вообще остановиться (ну а уж вся музыка "разъедется" так это точно). Так например, если за пульт симфонического оркестра встанет дирижер, специализировавшийся на дирижировании оркестром русских народных инструментов (у которого практически нет такой степени "инерции" при игре), то он сразу вообще не сможет дирижировать им и первая репетиция такого дирижера превратиться в очень смешной и казусный момент. Ну потом, он конечно приспособится к новым условиям, но это будет потом, а сразу - ничего не получится, оркестр просто повеселится, а репетиция будет сорвана...
И вот на оживленном перекрестке в Нью-Йорке рассаживается небольшой симфонический оркестр Карнеги Холл (точнее даже, наверное, ансамбль). Ставят дирижерский пульт, кладут палочку и предлагают любому желающему попробовать себя в роли дирижера.
Конечно, как профессиональный музыкант, имеющий еще и дирижерскую специализацию, скажу вам по секрету, что все партии оркестрантами выучены не просто наизусть, а до блеска. Кроме того, они договорились в каком месте и с какого момента они будут играть, ведь "дирижер" даже и не представляет что он должен дирижировать (на самом деле звучит "Маленькая ночная серенада" Вольфганга Амадея Мацарта). Последите за действиями оркестра и вы поймете это.
Еще очень важный момент в том, что оркестр - маленький. Поэтому все его участники более-менее слышат друг-друга, что гарантирует, что они не разъедутся в разные стороны. Да и вообще, все произведение у них великолепно отрепетировано так, что у них по сути дела нет никакой нужды в дирижере - они и так блестяще сыграют эту музыку и без него (и в этом вся суть). А "дирижера" конечно же просят встать за пульт ради шутки и шоу!
Зарегистрирован: 11.01.13 20:25 Сообщения: 755 Откуда: г. Москва
Спасибо за автора, Алексей! Действительно, очень интересно. Достойный конкурент... эээ... другому хорошему аранжировщику . А девочка поёт - заслушался! Успехов ей и её папе!
Зарегистрирован: 19.01.04 21:16 Сообщения: 1859 Откуда: Национальная Академия Гитары
Очень интересный гитарист! И сразу узнается вполне неплохая классическая школа (о чем и сам Алексей упоминает на своем сайте)!
Мне кроме всего прочего очень понравилась его обработка композиции Стинга - Fields of Gold:
Гитара в этом ролике - мастеровая, изготовленная двумя питерскими мастерами, собранная по чертежам американской фирмы Taylor. Струны - Элексир.
Особо хотелось бы отметить его хорошо отработанную технику степирования!
Кстати, Алексей совершенно правильно пользуется на своих двух других классических гитарах карбоновыми струнами SAVAREZ, сильного натяжения. В общем, очень грамотный гитарист!
И еще одна его красивая композиция "В поле", исполненная прямо в поле:
"Слеза" и "Аделита" Ф. Тарреги в исполнении на арфе. Причем, если не ошибаюсь, это арфа с перекрещенными струнами (чтобы это значило?). Исполнение мне весьма понравилось!
_________________ Мой канал на Ютубе ... До седин я у жизни хожу в подмастерьях, Всё ещё не зачислен в разряд мастеров ... О. Хайям (1048 - 1131)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 72
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения