Национальная
Академия Гитары

GuitarForum.ru

YouTube канал национальной академии гитары
Текущее время: 19.04.24 9:05

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Запрещена реклама и флуд



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О гитаре в России
СообщениеДобавлено: 04.05.11 11:39 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18.11.07 19:35
Сообщения: 286
Откуда: Australia, Melbourne
Попалась мне в руки весьма интересная книга. Кое-что из этой книги привожу здесь. Начнем с краткого обзора гитары в России:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В России гитарное исполнительство насчитывает уже два с лишним столетия. За эти годы произошли события, которые с полным правом позволяют считать отечественную историю гитары во многом особой, уникальной. О том свидетельствует, прежде всего, параллельное бытование двух родственных видов инструмента — шестиструнной «испанской» гитары (или, как ее называли в XIX веке, «итальянской») и семиструнной «русской» (или «польской»).

Параллельно развивалась и методика обучения на этих инструментах.

Первые учебные пособия для гитары были изданы в России Игнатием Гельдом (Ignacy Held, 1766—1816) на рубеже XVIII-XIX веков. Точная дата их публикации неизвестна, однако впервые имя И. Гельда упоминается в 1798 году в газете «Московские ведомости» в связи с поступлением в продажу новых нот, среди которых был и его «Methode facile pour apprendre & pincer la guitare & sept cordes sans maltre» («Легкий метод обучения на семиструнной гитаре без учителя»).
В 1801 году в «Петербургских ведомостях» читаем объявление о новой работе И. Гельда — «Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или руководство играть самоучкою на гитаре» (опубликована на двух языках: русском и немецком). С этих двух самоучителей и ведет свою родословную отечественная методика обучения игре на гитаре. В последующие годы эти учебники несколько раз переиздавались, а упоминания об их продаже мы находим в периодической печати еще в течение почти тридцати лет.

Стремительный рост популярности семиструнной гитары в первой половине XIX века вызвал появление новых самоучителей и школ игры. Д. Кушенов-Дмитревский (1783-1835), а затем М. Высотский (1791-1837) и А. Сихра (1773—1850) развили и в какой-то степени систематизировали методику, положив начало профессиональному исполнительству на семиструнной гитаре.

«Школа» Д. Кушенова-Дмитревского была учебным пособием, рассчитанным на занятия ученика под руководством педагога. В ней автор дает редставление о собственных эстетических взглядах и ставит некоторые задачи осмысления музыкального содержания. По мнению авторитетных историков гитары, ближайшее ознакомление с работой А. Сихры сильно разочаровывает, так как «не раскрывает положительных сторон его педагогического метода. Он был отличный педагог-практик, но плохой методист». «Школа» М. Высотского характеризуется В. Русановым как «спешный, бегло набросанный труд», который «не представляет даже исторической ценности».

Период интереса к семиструнной гитаре был коротким. Ко второй половине XIX столетия фортепиано вытесняет ее из салонов и концертных залов, спрос на учебные пособия профессиональной направленности падает, в продаже появляются в основном самоучители по аккомпанементу с использованием облегченной цифровой системы. По образному выражению одного из критиков середины XIX века, «семиструнная гитара погибла в общем мнении за то, что под звуки ее у ворот красные девушки стали грызть орехи». В результате «русская» гитара так и не получила серьезного развития. Позже наиболее значительными методическими работами в этой области явились «Школы» В. Моркова (1801-1864) и А. Соловьева (1856-1911)5. Последнюю следует признать лучшим учебным руководством того времени.

Шестиструнная гитара занимает в этот период особое место. Она не столь распространена и популярна, как семиструнная, но тем не менее остается в ряду концертных инструментов. На ней играют преимущественно заезжие европейские музыканты, многие из которых по нескольку лет жили в столицах (Ф. Сор, М.-А. Цани де Ферранти), а некоторые — как, например, И. Деккер-Шенк — осели в России до конца своих дней. Баварец по происхождению, И. Деккер-Шенк (1825—1899) издал довольно грамотную «Школу-самоучитель для шестиструнной гитары» (СПб., 1892) и знаменитый в свое время «Новый самоучитель для семиструнной гитары по цифровой семилинейной системе» (M.f 1895), по которому, как уверяла реклама, «без знания нот и без учителя можно выучиться играть в самое короткое время».

Особая роль в истории шестиструнной гитары принадлежит Николаю Макарову (1810—1890). Тульский помещик, языковед и литератор, гитарист, организатор первого международного конкурса, посвященного гитаре, Макаров потратил почти все свое немалое состояние «в борьбе за доброе имя гитары» (В. Русанов).
В своей брошюре «Несколько правил высшей гитарной игры», изданной на русском и французском языках, Макаров впервые написал о преимуществах «испанского» строя гитары, тем самым открыв полемику, которая имела далеко идущие, подчас весьма негативные последствия в судьбе отечественного гитарного искусства. «Правила» Н. Макарова нельзя назвать систематическим учебником, однако некоторые его соображения по части техники исполнения (аппликатура, трели) до сих пор не утратили своей актуальности. Таким образом, к концу XIX века на русском языке было опубликовано два учебно-методических пособия по игре на шестиструнной гитаре — И. Деккер-Шенка и Н. Макарова.

В начале XX века новых школ для шестиструнной гитары не издавалось. Правда, в нескольких номерах журнала «Гитаристь» за 1904 год были опубликованы фрагменты «Метода» Ф. Сора. Двумя годами позже В. Лебедев, ученик И. Деккер-Шенка, выпустил «Новую школу для семиструнной гитары русского и испанского строя», где в первой части идет речь о соль-мажорном строе, а во второй — используется строй шестиструнной гитары с добавочным басом си. В своей «Школе» он неосторожно высказался об отсутствии системы в ранее выпущенных руководствах и об их непригодности для начинающих. Отвечая ему, В. Русанов, «трубадур семиструнной гитары досоветского времени», на страницах журнала «Гитаристь» разразился гневными упреками в адрес автора, обвинив его в стремлении «доказать, что русская семиструнная гитара есть гитара не в том виде, в каком должна быть». Отметив, что «Школа» В. Лебедева «является бледным сколком с осужденных школ, им значительно уступая», В. Русанов назвал ее «не только плохой, но и враждебной» , а также печальным результатом «смелости и легкомысленного отношения к русской семиструнной гитаре... к ее строю и народности». В этой тираде отразился наметившийся раскол между сторонниками и противниками русского семиструнного строя, перешедший вскоре в открытую вражду.

Другие пособия для семиструнной гитары, опубликованные в начале XX века, в том числе и первая часть неоконченной «Школы» самого В. Русанова, не представляли значительного интереса.

В период 20-х — начала 30-х годов состоялось несколько переизданий старых учебников (Сихра, Высотский), появлялись и новые — довольно поверхностный «Самоучитель» В. Яшнева и «Школа-самоучитель» М. Иванова (оба для семиструнной гитары).

Таким образом, за сто с лишним лет бытования классической гитары в нашей стране не было опубликовано ни одного учебного пособия, сравнимого по своей значимости с испанскими и итальянскими «Методами» Д. Агуадо, Ф. Сора, М. Каркасси, Ф. Карулли и др. Нельзя не отметить также отсутствие серьезного отечественного гитарного репертуара, не уступающего по масштабности музыке Ф. Сора, М, Джулиани или Ф. Тарреги (не говоря уже о музыкальной классике). Не было и яркой личности, способной убеждать, увлекать своим исполнительским и педагогическим мастерством.

Такой личностью для всего мира стал Андрее Сеговия, с чьим именем связано и новое возрождение интереса к гитаре в России. Гастроли А. Сеговии в СССР в 1926—1927 годах способствовали существенному изменению взглядов общественности на инструмент и дали новый толчок развитию гитарного исполнительства и образования. Вместе с тем с новой силой вспыхнула дискуссия «шестиструнников» и «семиструнников» о строе гитары, со временем переросшая в абсурдную вражду, напоминающую войну свифтовских «остроконечников» и «тупоконечников». Эта борьба носила еще и некий идеологический оттенок: «русская народная»,
«совершенная» семиструнная гитара противопоставлялась ее апологетами «буржуазной», «упаднической» шестиструнной. Отсюда и запрет на преподавание гитары в профессиональных учебных заведениях, и острейший дефицит инструментов (особенно шестиструнных), и ужасающе плохое качество серийных гитар в 60—80-е годы.

Несмотря на трудности экономического и идеологического характера, с 30-х годов и до конца XX века в нашей стране появилось значительное количество новых изданий для гитаристов. Это школы игры на гитаре (шести- и семиструнной) П. Агафошина, В. Вавилова, М. Иванова, А. Иванова-Крамского, В. Красного,
И. Кузнецова, Л. Менро и др. Были переведены и опубликованы на русском языке учебники М. Каркасси, Ф. Карулли, Э. Пухоля, X. Мартинеса Сарате, методические заметки Р. Видаля — все эти работы хорошо известны. Благодаря подвижнической деятельности П. Агафошина, А. Иванова-Крамского, Л. Менро, А. Фраучи преподавание на гитаре (шестиструнной и семиструнной) ныне осуществляется в большинстве музыкальных учебных заведений страны.

К 90-м годам сошла на нет полемика о преимуществе и недостатках того или иного гитарного строя и количестве струн на инструменте. Здравый смысл
возобладал! С изменением общественно-политической ситуации стали возможны контакты с зарубежными исполнителями и педагогами. Развитие коммуникаций и новых информационных технологий, проведение конкурсов и фестивалей гитаристов, совершенствование педагогических кадров, доступность качественного инструментария, нот, аудио- и видеоматериалов — все это способствовало дальнейшему росту профессионального мастерства исполнителей и педагогов,
увеличению общественного интереса к классической гитаре.

Гитарное исполнительство и гитарная педагогика не стоят на месте, а серьезных аналитических и методических работ на русском языке все еще явно недостаточно. Отметим также необходимость опубликования в нашей стране современных учебных пособий зарубежных авторов, таких, как Ч. Дункан, А. Карлеваро и др.

В настоящее время в российской системе гитарного образования сложилась ситуация, когда при росте уровня профессионального исполнительства
наблюдается явное отставание методики начального обучения. Несмотря на большой наплыв учеников, налицо недостаток специалистов — преподавателей детских музыкальных школ — не только в глубинке, но и в больших городах России. В этих условиях классы гитары часто ведут балалаечники, домристы, баянисты, а в некоторых случаях даже преподаватели фортепиано и теоретики. Естественные трудности, возникающие у таких педагогов (не всегда правильная оценка
сложности изучаемых произведений, поверхностное знание специфики звукоизвлечения, приемов игры, особенностей аппликатуры), не могут не отразиться на качестве игры учеников.

Следует сказать и о распространенном ошибочном мнении, что гитара легка для освоения. В действительности подлинное постижение гитарной игры представляет для многих учащихся серьезное препятствие, отталкивающее их от занятий на инструменте.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Автор текста Вадим Кузнецов


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: О гитаре в России
СообщениеДобавлено: 30.03.12 11:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 30.03.12 10:35
Сообщения: 5
А где можно взять эту книгу. Очень интересно было б почитать.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB