Уважаемый Martin, к нетерпимости написанное мною не имеет никакого отношения. Это, всего лишь, мнение более опытного товарища по нашей музыкальной "бурсе". В отношение того, что я играл, начав заниматься музыкой, отвечу: Вы угадали! Когда, в 1963-м году, пришёл в кружок народных инструментов, то руководитель предложил мне заниматься на скрипичном контрабасе. И занятия начались именно с гамм. И не только с гамм, а ещё и с "тянучек" - это длинные ноты на один смычок! Необходимо как можно дольше выдерживать ровное звучание при движении смычка в одну, затем, в другую сторону! А это пострашнее любых гамм, понимаешь! Их "тянуть" рекомендовалось не менее получаса-часа перед каждым занятием!!.. ( К слову, у нас, гитаристов, эквивалентом "тянучек", приёму для выработки чувства инструмента, грифа, и, главное, хорошего звука, я вляется медленное исполнение гамм, очень длительное выдерживание каждой ноты! Причём, прижимающий палец нужно стемиться держать плотно, но не давить, и уверенно, не "елозить" в выборе удобного положения. Палец дожен встать точно, плотно и стоять неподвижно до смены!)
И занятия были построены так, что, давая учить, помимо гамм, многое другое, плюс оркестровые партии, преподаватель любое занятие начинал с прослушивания и работы над гаммами. Игралась не просто гамма, а именно, - гаммовый комплекс: все арпеджио, - обращения всех основных аккордов лада, хроматические гаммы, во всех штриховых вариантах. Обычно это составляло не менее половины времени урока! И так было и вечерней музыкальной школе, где я проучился 2 года, и музыкальном училище, и в консерватории!... И, не дай Бог, когда студент, приходящий на занятие не подготовленным, выгонялся, а у профессора (или его ассистента) было настроение послушать гаммы... Это значит добрых полтора часа, если ещё ты последний в рабочем расписании, или на тебя "запал" преподаватель! ( Правда, хорошему студенту, это было счастьем!) И что удивительно, когда ты был готов, то есть хорошо, плодотворно позанимался предыдущие два-три дня, это было захватывающе интересно.
Потом, когда приступаешь к работе над произведениями, то понятия "техника" для тебя как бы не существует - ты всё умел и мог. И нужно было решать только проблемы , динамики и агогики. Одним словом, всем, определяющим понятие художественный образ. а вопрос скорости был вопросом времени и настойчивости.
Те, кто делал наоборот, то есть скорость и разучивание сложных произведений ставил на первое место, заканчивали плачевно. В лучшем случае они просто оставались посредственными музыкантами, а в худшем их могло настигнуть профессиональное заболевание, именуемое
контрактурой мышц той или иной руки, а то, и обеих, одновременно!... Ваш покорный слуга прошёл через это и знает о чём говорит...
В этом году мне посчастливилось участвовать в гитарном Фестивале, посетить несколько мастер-классов у некоторых из ведущих европейских и азиатских профессоров. ( Е Филькенштейн - Москва(!!!), Дон Де Кун чанг - Мадрид, Реми Жюссельм - Париж, Ши Ин Гёнг - Сеул, Томми Коно - Токио, Бэ Чжан Хым - Сеул) Все они в один голос утверждали: если будешь способен играть гаммы (гаммовый комплекс) со скоростью 135 ударов в минуто легко и непринуждённо, то будешь готов сыграть
любое, известное на сегодня, произведение!!!...
Кроме того, анализируя литературно-исторический и учебно-методический опыт прошлого, так или иначе его изучая или просто знакомясь, обдумывая, пришел к убеждению - музыкант, серьёзно и правильно отнёсшийся к вопросам базовой техники, может играть
любое произведение. Тот же, кто учил и нарабатывал технику уча произведения, мог, в лучшем случае, хорошо играть только эту пьесу, ну, ещё пару-другую... То есть никогда не становлся музыкантом в полном понимании.
И нас если мы не осознаем необходимость технического тренажа, ожидает перспектива выучить пару тройку вещиц и не научиться работать над
любым произведением! Но, тут, как говориться, кому, что треба(!?)... но, в идеале и по сути дело обстоит так, как я изложил!
Ещё раз извините, если невольно задел Вас, чем-то обидел!...