На самом деле то, что мы слышим правильную ноту от инструмента – уже достаточно для развития слуха (главное чтобы инструмент был настроен правильно!), а пропевание этих нот – это лишь задействование еще дополнительного канала восприятия. Помните, Вячеслав постоянно в лекциях упоминает: чем больше вы задействуете каналов восприятия (зрительный, слуховой, двигательный и т.д.), тем лучше и эффективней вы усвоите новую информацию, тем больше информации ваше подсознание зафиксирует в памяти.
Поэтому можно даже не «попадать в ноту» инструмента, главное не перепеть эту ноту, чтобы вы главным образом слышали ноту инструмента.
И тот пример для развития слуха, что привел De Niss, подтверждает мои умозаключения.
Действительно, ведь не все мы умеем петь, да и еще правильно выводить нужную ноту голосом, почему бы не заменить пропевание нот на пропевание их названий (слов)?
В этом случае в нашем мозгу создается таблица соответствия нот, которые мы слышим от инструмента с их символическим названием. Плюс к тому же пропевание, как таковое, задействует дополнительный канал восприятия (о чем я писал выше).
Стоит отметить, что в нашем мозгу (по мере игры на инструменте) развивается еще одна таблица – таблица соответствия символических нот (т.е. кружочков, которые располагаются на нотном стане) и их расположения на грифе гитары. Любой начинающий гитарист так играет по нотам (рассказываю по своему личному опыту): сначала смотрим на кружочек и думаем – как эта нота называется, определив название ноты, вспоминаем, где эта нота (с таким названием) расположена на грифе гитары, потом мы ее играем. Со временем эта таблица начинает модифицироваться в более оптимальную – она сжимается примерно в 2/3 раз, промежуточные преобразования отбрасываются. Музыканты с опытом, при игре по нотному тексту, не задумывается о том, как эта текущая нота называется. Музыкант видит кружочек на определенной линейке, в мозг посылается импульс с информацией. Импульс обращается к первой колонке таблицы соответствия, и по соответствующей (совпавшей) информации, мозг посылает определенный импульс с другой информацией (которая берется из второй колонки таблицы) на двигательный аппарат, в результате рука и пальцы «сами» двигаются в нужном направлении и зажимают соответствующую (нужную) ноту. Проще говоря, музыкант видит кружочек на нотном стане и «знает», где этот кружочек «располагается» на грифе гитары, не думая при этом о том, как называется эта нота. Т.е. мозг пытается выбрать наиболее оптимальный путь, отбрасывая при этом лишние промежуточные пути.
Конечно же, я немного абстрактно, упрощенно и с математическим уклонением рассказал процесс соответствия, но в целом смысл таков и есть. Естественно, математически в мозгу нет никаких таблиц и колонок (даже ничего похожего!), там все реализовано биологически на нейронном уровне. Я лишь привел математическую аналогию, чтобы было понятней.
Я немного отошел от темы. Продолжим.
Хочу отметить, что метод, который привел De Niss, помогает не только в развитии слуха, но и при изучении расположения нот на нотоносце и грифе гитары.
Когда я начал изучать ноты и проигрывать упражнения по нотному тексту, то мне было достаточно сложно это делать. Мне показалось, что если во время игры пропевать ноты (их названия) вслух, то играть становилось легче. Пропевание являлось своего рода подтверждением того, что я правильно идентифицировал ноту и зажал ее на грифе. Это мне позволило быстрей освоить игру по нотному тексту (по крайней мере, я это чувствовал).
Могу объяснить, с чем это связано. Дело в том, что у всех нас (начинающих музыкантов) музыкальный (мелодичный) слух развит слабо, а вот речевой достаточно хорошо (еще с детства). Так вот, изначально, если играть по нотам и пропевать названия (слова) нот, то запоминаем мы новую информацию легче, т. к. часть этой информации (слова - названия нот) мы хорошо знаем. В итоге, новая информация вместе со знакомой нам (слова), легче заходит в нашу память: знакомая нам информация как бы ведет за собой новую информацию и «укладывается» в месте с ней в памяти: знакомая на прежнее место, а под новую выделается пространство, куда оно и ложится.
Могу предположить, что разведенная мной демагогия тесно связана с великим выражением (законом обучения): «от простого к сложному».
Если вас заставить выучить новый объем информации, в которой вам ничего не знакомо, то сделать вы это вряд ли сможете, а вот если вас предварительно подготовить, обучить терминологии, дать минимальный объем информации, который поможет разобраться «с кипой», то вы вполне сможете освоить тот большой объем информации, причем гораздо проще, так как вам уже что-то будет знакомо и логически понятно.
P.S. Хочу предупредить, что никоем образом не утверждаю, о том что мои утверждения абсолютно верны. Могу только сказать, что большинство «всего этого» сублимировано из личного опыта и логических соображений.
_________________ Пока звучит музыка - мы живем...
|