Freddy писал(а):
Да, давайте спросим: какого черта лицензионная продукция стоит такие бешеные деньги?
Взять тот же аудио компакт-диск, который, на самом деле, стоит копейки, а продается по 20-30 долларов.
Мы давеча на егитаре 8 страниц исписали на эту тему, так что можно уже FAQ писать, тем более что вопросы-то одни и те же...
Q: Почему лейблы продают лицензионные диски так дорого? Они должны стоить не дороже пиратских!
A: Себестоимость пиратского диска примерно равна цене болванки, т.е. 10 рублей.
В себестоимость конечного лицензионного продукта входит стоимость записи и прочих студийных работ, зарплата персонала, какие-то гонорары музыкантов (даже если не считать прибыль, жрать им что-то надо и жить где-то надо, а работа в студии - это несколько месяцев), издание, доставка (лицензии не печатаются в каждом подвале).
По данным компании SoundScan, в 1995 г. всего было выпущено 146 724 наименований альбомов. 91 процент из них был продан тиражом менее 5000 копий.
Ладно, возьмем 5000 копий как средний тираж альбома.
Сколько стоит запись альбома? Кортни Лав называла цифру $500.000. Оставим эту цифру ей, ни один наш музыкант столько денег на альбом не тратил.
Но инструменты+работа в студии+сведение+изготовление оригинал-макета чего-то стоит, верно?
Скажем, $20000 на инструменты и аппаратуру, $10000 на студию и все дела - это всего лишь полупрофессиональный уровень, и я не включил репбазы и прочие радости достудийного бытия.
Добавим год работы над альбомом (включая создание, репетиции, запись), который надо на что-то жить. Возьмем прожиточный минимум на уровне $300 x 5 музыкантов x 12 месяцев = $18000. Сразу оговорюсь, что прожить на эти деньги в Москве невозможно.
Не будем считать деньги на раскрутку, оставим отдельно организацию тура, оставим только то, что уже посчитали.
$20.000 + $10.000 + $18.000 =
$48.000
Обратите внимание: эта сумма им нужна только для того, чтобы просто окупить свое полуголодное существование. Без прибыли.
Считаем требуемые сборы с диска:
$48.000 / 5000 = $9.6
Прибавим себестоимость диска - еще пару долларов (болванка+доставка+оплата торговли) и получим:
$9.6 + $2 = $11.6
ИТОГО: нами получена себестоимость лицензионного диска - $11.6 или 325 рублей.
Q: Так почему же тогда многие диски продаются не за 350-400 рублей, а за 20-30 баксов?
A: Несмотря на все вопли о сверхприбылях компаний, я уверен, что ни один лейбл не задирает цену на диски намного выше реальных расходов.
Это никому не нужно.
Индустрия дисков - массовое производство, но не обычное, а производство копий. Каждая дополнительная копия лицензионного диска действительно стоит очень дешево, поэтому самим издателям не выгодно задирать цену на диски до непомерно высокого уровня.
Разговоры о сверхприбылях исходят из другого. Есть отдельные альбомы и отдельные исполнители, на которых лейблы заработали кучу денег.
Но большая часть исполнителей - это те, кому денег дали, а окупиться не смогли.
Это рисковый бизнес, и здесь действуют
законы высокорисковых инвестиций. На один успех - десять поражений. Доходы от успеха покрывают расходы от поражений. Поэтому, когда считаете сверхдоходы компаний от успешных альбомов, не забывайте и сверхубытки от неуспешных.
Q: Музыканту выгодно пиратство, потому что о нем узнают многие и придут на концерт - а он заработает деньги на концерте!
Свобода - любимое слово американцев.
Человек свободен в выборе. Музыкант свободен в выборе.
Законодательство об авторском праве НЕ устанавливает, что музыку, программы и т.п. надо ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОДАВАТЬ. Нет! Оно лишь
закрепляет за автором исключительное право решать, как пользоваться продуктом труда.
Если диски продавать невыгодно, а выгодно играть вживую - играй! Это твоё право. Он может пиарить себя в Сети, раздавать записи бесплатно - нет проблем. Кто ему запрещает?
Вот в чем суть.
И, выступая против системы авторских прав, ты выступаешь против прав автора распоряжаться своим произведением.
А теперь давайте спросим музыканта, хочет ли он продавать свои диски или распространять бесплатно?
Возможно, да. Тогда он у себя на сайте выкладывает свою музыку и раздает.
Но если тебе выгодно продавать диски - продавай! Это твой выбор, и ты защищен авторским правом. Ты можешь заниматься этим сам: профинансировать свой альбом, растиражировать, заключить договоры с дистрибьюторами - и получить деньги в свой карман. Или пролететь в трубу.
Можешь пойти в звукозаписывающую компанию - к этом никто не принуждает! - но ты можешь: тебе дадут поддержку, запишут, растиражируют, прорекламируют, и дадут какой-то процент с продаж. Не 100%, конечно, а гораздо меньше, но (а) шансов вылететь в трубу у тебя нет, все риски берет на себя лейбл (б) ты получаешь за их счет раскрутку.