GuitarForum.ru - ГитарФорум.ру http://guitarforum.ru/ |
|
Ф. Таррега. Прелюдия "Слеза" http://guitarforum.ru/viewtopic.php?f=12&t=3952 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Вячеслав Шувалов [ 09.02.12 10:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ф. Таррега. Прелюдия "Слеза" |
Спасибо всем за интересную подборку вариантов исполнения "Слезы" - с удовольствием послушал и посмотрел всех! После этого "щелкнул" соседнее видео у Сеговии - "Andante Largo": http://www.youtube.com/watch?v=HyqFVzva ... re=related, и просто "улетел"!!! Захотелось поделиться своим мнением по поводу "сеговиевской" игры... Обратите внимание на то, какое выпуклое и рельефное голосоведение у Мэтра, как хорошо прослушиваюся все голоса, не мешая при этом друг-другу... да и вообще, как ВСЕ ЗВУЧИТ, а не просто воспроизводится, насколько все музыкально, прекрасно проартикулировано, какая изумительная растембровка (здесь я имею в виду не смену тембра между частями пьесы, а четкое, безупречное звучание всех звуков в любом аккорде или созвучии, когда каждый голос прекрасно прослушивается, но не давит на соседние голоса, не мешает им...)! На мой взгляд это связано, во-первых, с превосходной постановкой (обратите внимание на то, как стоят его пальцы по отношению к струнам) и продуманной работой правой руки, а во-вторых с тем, что Сеговия очень "плотно" использует апояндо везде, где только это возможно !!! Сейчас многие гитаристы "ставят" свою правую руку так, как удобно и комфортно ДЛЯ ИГРЫ, а не так, как хорошо и удобно ДЛЯ ЗВУКА и "отмахиваются" от апояндо, относясь к нему несерьезно, к сожалению... То есть, преобладает, если так можно выразиться, итальянская школа (где апояндо рассматриваетяся, как исключение при игре, и практически везде активно используется в основном тирандо, ну кроме разве что баса) Вот поэтому и наблюдается вся эта "плосковатость" и невыразительность в игре у многих гитарстов - голоса не выделены, рельефность фактуры посредственная, все звучит каким-то невыразительным "комком", кашей, нет прозрачности и вместе с тем насыщенности и глубины в звучании их музыки ... В общем, послушайте и посравнивайте сами... |
Автор: | Вячеслав Шувалов [ 10.02.12 8:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ф. Таррега. Прелюдия "Слеза" |
Я где-то натыкался на то, что Сеговия в личных беседах с кем-то из своих биографов особо подчеркивал, что отличительная особенность его техники звукоизвлечения состоит в приоритетном использовании именно апояндо. В то время как в остальной Европе, кроме Испании, гитаристов отличала тирандная техника игры. Тут можно говорить о том, что в Испании сложилась, как бы ортодоксальная гитарная школа, основанная на апояндой технике звука. Можно, кстати, вспомнить и отзывы с концертов 26-го, 27-го и 30-х годов наших критиков (есть мнение, что Маэстро был у нас в стране не три, как принято считать, а четыре раза (выдержка из письма Сеговии 1973 года (есть аналогичное упоминание и в другом его письме): "Я имел удовольствие давать концерты в СССР в 1926, 1927, 1930 и 1936 годах")), которые писали, что их поражала манера звукоизвлечения Сеговии, который, казалось, не защипывал струны, а как бы ГЛАДИЛ их! Звучание его гитары было настолько удивительным, глубоким и певучим, что после каждого концерта к сцене устремлялись толпы слушателей, которые хотели поближе рассмотреть инструмент музыканта! Да, Сеговия очень плотно использовал апаяндо не только в басу, но и везде, где только это возможно! Ведь его задача была заставить гитару не только звучать незабываемо, но и звучать в очень больших залах без микрофонов, так, как звучали тогда признанные классические инструменты - рояль, скрипка и виолончель. Поэтому его техника звукоизвлечения должна была преследовать и эту важную цель. Другое дело, что исполняя музыку, он "играл" различными видами апояндо: глубоким апояндо, нормальным, легким или совсем поверхностным, почти переходящим в тирандо (ну и тирандо, конечно, тоже необходимо там, где нельзя по разным причинам использовать апояндо). Разнообразие манеры звукоизвлечения Сеговии можно, как мне кажется, изучать всю жизнь, настолько оно было богатым и разнообразным у него по нюансам, штрихам, наполненности, глубине, певучести, да и вообще подаче - в зависимости от музыки, которую он играл... Но интересно и другое - практически никто из известных учеников (кроме, как мне кажется, Аллирио Диаса) не смог оценить и в полной мере перенять во всем том объеме его апояндную технику, даже "король гитары" Джон Вильямс (его звукоизвлечение и близко не лежит с тем, что делал Сеговия, да и не звучит он так его Учитель, хотя его игра (Вильямса) - эталон академичности)! И про очень многих современных гитаристов можно с полным правом то же самое сказать - их туше ОЧЕНЬ бедное, тусклое по краскам и однообразное, хотя скоростная и мелкая техника у многих очень приличная! Но слушать-то скушно и тоскливо (после первых 3-4 пьес можно просто тихонько вставать и собираться домой )... Слушать же Сеговию - нескончаемое удовольствие! Как писал Асафьев - "Игра Сеговии - это воскресший мир безграничной человеческой фантазии"... |
Автор: | dsaphonov [ 10.02.12 9:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ф. Таррега. Прелюдия "Слеза" |
Согласен, что апояндо дает наиболее сочный звук. Мне очень нравится. Вот только сложно его извлекать где хочется. |
Автор: | Вячеслав Шувалов [ 10.02.12 10:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ф. Таррега. Прелюдия "Слеза" |
Кстати, вот здесь Сеговия рассказывает о гитаре, как об оркестровом инструменте (не в смысле, что её используют в оркестре, а о том, что гитара несет в себе возможности маленького оркестра) и показывает некоторые её выразительные особенности: http://www.youtube.com/watch?v=DJrEl4Ns ... re=related Пояснения классические, но все равно ценные, тем более в лице такого Мастера! Он не говорит о хитростях и тонкостях звукоизвлечения (апоядндо/тирандо/выше/ниже или углы атаки по отношению к струне, позиции правой руки и т.д.), а показывает более простые вещи, как, например, может меняться характер мелодии, если её сыграть на первой, второй или третьей струне, пиццикато, пианиссимо в аккордах подушечкой большого пальца... В общем, интересно! Думаю, что с этого он начинал разговор, например, с тем же Вильямсом, когда тот первый раз приехал к Мэтру на стажировку... |
Автор: | Вячеслав Шувалов [ 10.02.12 10:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ф. Таррега. Прелюдия "Слеза" |
И еще, обратите внимание, что Сеговия играет очень своеобразной постановкой правой руки: Кисть у него загнута немного вправо. То есть он играет не левым уголком ногтя (имеются в виду пальцы i, m и a), а правой его стороной. При этом получается: 1. Пальцы i, m, a уходят несколько ближе к подставке гитары, а большой палец отодвигается, наоборот, ближе к грифу. 2. В связи с этим "расширяется" тембровое "расстояние" между басом и дискантами, делая в целом звучание более глубоким, сочным, контрастным и красочно богатым. 3. Исключается возможность "щипать" струны. При такой постановке (так как пальцы тянуться к струнам, каждый к своей зоне) возможно только то звукоизвлечение, о котором я писал в Восьмой лекции Первого курса , когда пальцы играют с небольшим продавливанием струн внутрь инструмента (даже при тирандо) - отсюда, опять-таки, богатство звучания! 4. Пальцы i, m, a, сместившись несколько ближе к подставке, играют более четкие голоса дискантов. 5. Большой палец, на фоне ярких, более четко проартикулированных дискантов, играет более мягкие и бархатистые басы, к кроме того, у него получается намного более выразительное, сочное и глубокое апояндо. 6. Безымянный палец "a" получает более удобную возможность выделять мелодию на верхней струне на апояндо. Звук Сеговии с его выразительностью и красочностью, невозможно получить при обычной постановке правой руки, когда кисть наклонена немного влево - к грифу! В этом случае все пальцы правой руки собраны ближе друг к другу, как бы "в пучок", и работают в одной тембровой зоне делая звучание более бедным и, если так можно выразиться, несколько "комковатым" что-ли, тусклым и рыхлым! Попробуйте проверить эти выкладки сами и составить свое собственное мнение. Это, так сказать, подсказка - информация к размышлению и экспериментированию... И кстати, именно поэтому мы и советуем настоятельно с самого начала начинать "делать" постановку своей правой руки именно с перпендикулярного положения пальцев по отношению к струнам (когда вы играли подушечками). В дальнейшем такая "школа" дает возможность легко трансформировать постановку так, как вам будет лучше - хоть с наклоном влево, хоть с наклоном вправо - как у Сеговии! Тем же, кто отмахнулся в свое время от этого, освоить сеговиевскую постановку будет очень трудно. И еще хочу сказать, что вокруг вас будет очень большое число гитаристов, которые будут вас отговаривать от этого, говоря, что сейчас все, дескать, играют с наклоном влево, а "Сеговия... ну что Сеговия... ну его время прошло...". Только вот подавляющее большинство современных гитаристов слушать - тоска зеленая берет , а Сеговия и сейчас слушается , да еще как, а в свое время заставил весь мир, по сути дела, ахнуть, начать организовывать классы и кафедры гитары при учебных заведених, писать книги, снимать фильмы о гитаре, проводить фестивали и т.д. и т.п... |
Автор: | Вячеслав Шувалов [ 10.02.12 12:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ф. Таррега. Прелюдия "Слеза" |
Очень интересна в этом отношении выдающаяся французская гитаристка Ида Прести. Она обладала такой же, как у Сеговии постановкой правой руки - то есть играла с наклоном кисти вправо: http://gitarizma.my1.ru/photo/ida_presti/26-0-1114 Видеозаписей её феерической игры очень мало, но вот есть чуть-чуть видео о принципе её постановки: http://www.youtube.com/watch?v=GULQHvUFJqw А вот цитата из Википедии: "Прести называют одной из лучших гитаристок XX века. Её игру отличали инстинктивная музыкальность, непревзойдённая красота звука (выделено мною), оригинальная и нестандартная техника." Есть изумительные аудиозаписи (для той поры - в смысле качества студийной записи) музыки Барокко в исполнении дуэта гитаристов Иды Прести и Александра Лагойи (её мужа)! Рекомендую!!! Неплохое изложение биографии Иды Прести Н.Кошкиным: http://guitarmag.net/koshkin_history/ Здесь он упоминает что "её очень самобытная техника была во многом противоположна тому, что проповедовал Сеговия...", но это о другом, и не вполне относится к её постановке правой руки. |
Автор: | dsaphonov [ 15.02.12 9:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ф. Таррега. Прелюдия "Слеза" |
Да и исполнение Иды Престы не менее потрясающе. |
Автор: | Martin [ 16.11.14 13:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ф. Таррега. Прелюдия "Слеза" |
Добрый день, коллеги! Сегодня узнал, что оказывается Барриос "Слезу" так обыграл, что просто блеск. Сдается мне, что гений взял у Тарреги "Слезу" и обыгрывание темы а-ля "Венецианский карнавал". |
Автор: | Ramil [ 16.11.14 18:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ф. Таррега. Прелюдия "Слеза" |
Алексей, спасибо за интересную информацию! Очень люблю Барриоса и Таррегу. И "Слезу" Тарреги. А тут это все вместе! С удовольствием перечитал и переслушал от начала до конца всю ветку об этом замечательном произведении. В свое время как-то не заметил данной темы. |
Автор: | Martin [ 16.11.14 20:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Ф. Таррега. Прелюдия "Слеза" |
Ramil писал(а): Алексей, спасибо за интересную информацию! Очень люблю Барриоса и Таррегу. И "Слезу" Тарреги. А тут это все вместе! С удовольствием перечитал и переслушал от начала до конца всю ветку об этом замечательном произведении. В свое время как-то не заметил данной темы. Всегда пожалуйста Просто сегодня утром часа 2-3 гулял по этому "клондайку" , http://vk.com/topic-15164027_25243411 где и , в т.ч., увидел эти ноты. Коллеги, если еще кто не добавил в избранные закладки, то очень рекомендую сей ресурс. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |