Рецензия на челябинский джем-сейшн состоявшийся 26 октября 2008 г.
Видео, о котором пойдет речь, лежит на нашем ftp-сервере, в папке Ласточки. 1,25 ГБ.
Первым долгом спешу сообщить вам уважаемые читатели, что рецензию эту меня попросили написать сами участники, правда, почему-то не непосредственно, а через «подставное лицо».
(Подставное лицо, превед!
)
Если честно, я плохо представляю, как нужно давать рецензии на выступление учеников. Дело вовсе не в том, что я сам учащийся. Для меня это не повод к угрызениям совести. Если меня просят дать оценку музыке, я перестаю быть учащимся и целиком превращаюсь в слух. Во мне засыпает музыкант и просыпается критик.
Сомневаюсь я исключительно в категориях, и в критериях оценок. Что и с чем сравнивать? Технику? Звук? Настроение? Способности?
Критиковать профессионалов легко — у них все вышесказанное есть, во всяком случае, должно быть. А с учениками как мне быть?
Для себя я решил так: у всех нас, у учащихся, есть некое подобие техники, у нас есть свое ощущение настроения музыки и у нас есть способности. Критиковать технику звукоизвлечения я не могу, так как мне не позволяет это делать качество звуковой дорожки видеозаписи. Критиковать способности мне трудно из-за того что я не знаю кто как долго учится. А вот про настроения собравшихся на сейшн, про то, удалось ли передать эти настроения по средством гитары, порассуждать вполне можно.
При прослушивании и написании рецензии я сознательно не обращал внимания на технические недочеты игры студентов: киксы, недожимы, сбои. Не вижу смысла обсуждать то, что вы слышите сами.
Волнение участников тоже старался не замечать. Я умею это делать.
Итак, в порядке выступления:
Иван Суворов
«Сакура». С первого такта и до 1:30 видео — все отлично, дальше игра Ивана почему-то сворачивается в путаный клубок. Звуковой образ расклеивается, расклеенная смесь звуков напоминает кисель. Пропали акценты, которые Иван умело расставлял в начале произведения. Не нужно думать, что японская музыка какая-то особая, таинственная и непонятная русскому человеку. В руках японского музыканта-гения она столь же прекрасна и понятна славянам как Подмосковные вечера в исполнении Владимира Трошина. (Мой тезис: плохой музыки не бывает. Вообще, в принципе. Бывают плохие исполнители. Бывает — песне не повезло с исполнителем. Доказательства тезиса — это отдельная тема для разговора.) Иван, тебе нужно становиться гением. Японским, русским — не важно. Чего я тебе искренне желаю. Вполне допускаю мысль, что ты знаешь как надо играть, просто «как надо» не получилось. Сам постоянно с этим борюсь. На самом деле мне очень понравилась твоя игра. Скажу больше, по мне — ты сыграл лучше всех, «выбор редакции», так сказать. Порадовала похожесть гитары на сямисэн (5:40); прослушивалась «игра плектром», — здорово! Начиная с 5:40 музыка собралась, склеилась, и дошла в таком виде до конца.
Вторая пьеса
«По течению» — придраться не к чему. Скажу больше: мне показалось, Шувалов на видео сыграл ее чуточку скучнее. Мои поздравления!
Евгений Кунгин
Жень, тебе надо прибавить эмоций, они есть, но их мало. Монотонная игра. Послушай Блэкмора что ли. И артикуляцию тебе поднять бы. Паузы, паузы там должны быть, не везде, но... Глушить надо нотки. Послушай Блэкмора.
«Слеза» — скучновата, нужно чуть-чуть поднять темп, и поработать над акцентами.
Александр Мокеев
Саш, то что ты играл вначале — достаточно сложная для восприятия музыка и поэтому относиться к ее исполнению нужно много серьезнее. Не все профессионалы умеют такую музыку играть. Мне показалось что ты не чувствуешь настроение музыки. Не чувствуешь игру звуков в этой вещи, понимаю, игра эта сложная. Темп тоже должен быть чуть быстрее.
«Наше время» — намного удачнее сыграно. Но, есть проблема: я не слышу тебя, я слышу Шувалова. Тебе нужно сознательно отойти в сторону от «академического» исполнения. Для этого нужно слушать других гитарных исполнителей, поискать разницу между разными исполнениями одного и того же произведения, а понравившиеся нюансы исполнения складывать в свой багаж. Вячеслав Вениаминович играет прекрасно, но пусть он у нас будет
такой один! В данном случае я против клонирования.
Константин Силютин
Кость, ой напрасно ты сказал, что давно играешь.
Хочу разнести тебя по кусочкам на тысячу маленьких медвежат. Тебя, как долгожителя — можно!
Да, видно что давно играешь, держишься уверенно. Но почему у тебя все так монотонно и скучно? Где драйв? Про песню: не нужно повторять ошибки наших эстрадных новодельных звёзд. Они пытаются показать технику вокала вместо того чтобы просто петь песню. Техникой нужно уметь пользоваться, а не демонтировать ее. «Обезьяна с гранатой» — это про них, а не про женщин водителей. Слушается такое звёздное пение отвратительно. У тебя я слышу примерно тоже самое: ты пытаешься исполнить песню не по-своему, а по-другому. А по-другому не нужно. Пой так, как положено. Особых вокальных данных я у тебя нет, но, в принципе, «для друзей» ты неплохо поешь. Рекомендую тебе послушать великолепное исполнение песни «Каким ты был…». Поет София Ротару.
http://www.renegat.ru/download/rotaru.mp3 (Я сознательно не обращаю твое внимание на вербальную составляющую песни. Смысл слов для меня не имеет значения.)
Даже если у тебя нет ее голоса, петь нужно как она!
Дмитрий Шайдуров
Испанская тема — если честно, я просто не расслышал хорошо или плохо она сыграна. Качества записи не достаточно. Долго прислушивался, пока совсем не потерял ход мыслей. Прошу прощения.
«Рукава» — тоскливо очень. Вот послушай как надо:
http://www.renegat.ru/download/greensleeves.mp3 У нас в видео-приложении тоже хорошо «Рукава» звучат. Гомес — та же рекомендация что и Константину Силютину. Не нужно брать пример с «Фабрики звезд» и играть романс как-то по-другому, он прекрасно звучит в классическом варианте. Акценты там нужно расставлять динамические (громче-тише), а темп следует оставить в покое. На самом деле «гомес» сыгран очень хорошо. Ах, если б не начало!..
Владимир Гредюшко
В целом — здорово! Мне понравилось. Но уверенности не хватает. Наверное, потому что волнуешься. И динамики бы побольше (то громче, то тише надо играть). Местами чуть торопишься. А еще иногда над грифом я вижу большой палец.
Алексей Быков
Как ни покажется странно, мне твоя игра понравилась. Я считаю, что у тебя все нормально с ощущением музыки. Чуть-чуть темп ускорить надо, а скорее всего, когда произведение разучится до более или менее автоматизма, тогда и темп подтянется, точнее, как бы соберется. Немного все же проглядывает Шувалов, но это почти у всех. Замечание: эту пьесу надо играть с небольшими акцентами и в динамике и в темпе, вполне возможно, что они есть, но разобраться с этим моментом мешает наличие большого количества провалов в технике игры.
Как следует относиться к вышеописанному.
То, что вы только что прочли, это не приговор, не догмат и не ересь. Это часть моих мыслей по поводу услышанного. Если то, что я написал, поможет вам в будущем — буду рад. Спешу напомнить, что заострять свое внимание на чужих мыслях, вредно для психики. Быстренько прочли, сделали выводы и выбросили из головы.
Спасибо за внимание.
Всем — успехов в освоении гитары!
Пока!