Национальная
Академия Гитары

GuitarForum.ru

YouTube канал национальной академии гитары
Текущее время: 29.03.24 8:29

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Микротоновая музыка и "Теллур" для гитары Мюрая
СообщениеДобавлено: 11.07.07 9:24 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 12.03.05 22:05
Сообщения: 44
Откуда: Колпино
Микротоновая музыка
(Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/Microtonal_music)

Микротоновая музыка -- это музыка, использующая микротоны, или, как
выразился Чарльз Айвз, "ноты между клавишами" фортепиано. К микротоновой
музыке относится любая музыка, в которой октава делится на конечное
число нот, но не на 12, как в традиционной западной музыке.

Шумерский гимн (музыка, ноты), самая древняя
музыка на земле, запись которой сохранилась, вероятнее всего (расшифровка
его записи спорная) был микротоновым. Из вавилонских клинописных
табличек известно, что в нём использовано то, что сегодня называют
[url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Пифагорейский_строй]пифагорейским строем[/url].

Эллины тоже оставили запись своей музыки. Они делили октаву на два
тетрахорда (по четыре звука в каждом). Расположение основных тонов
определялось семью нотами греческого строя в октаве. Греки выделили три
рода тетрахордов: энгармонический, хроматический и диатонический,-- каждый
из них задействовал разные высоты внутри октавы. Хроматический и
диатонический тетрахорды звучат схоже с ладом из семи звуков, используемым
сегодня. Энгармонический же использует приблизительные четверти тонов, и
потому может быть отнесён к микротоновой музыке.

Вплоть до позднего средневековья музыка обладала микротоновым
колоритом, проявлявшимся, например, в таком явлении, как [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Волчья_квинта]"волчья квинта"[/url], с которой в XVII веке
боролись использованием клавиатур с 19, 31, 36 звуками в октаве,
а в XVIII веке -- введением [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Равномерно_темперированный_строй]равномерно темперированного строя[/url], на сегодня
являющимся стандартом.

В 1895 году Джулиан Каррильо показал возможность извлекать 1/16 тонов из
скрипки, т.е., к примеру, извлекать 16 различных звуков на промежутке от
соль до ля; разработал способ записи музыки, использующей какое бы ни
было число звуков в октаве, и изобрёл микротоновые музыкальные инструменты.

В 10-х, 20-х годах XX века возможность использовать 24, а не 12
логарифмически равноотдалённых по высоте звуков в октаве заинтересовала
композиторов Чарльза Айвза, Джулиана Каррильо, Алоиса Габа, Ивана
Вышнеградского и Милдреда Купера, создавших ряд сочинений, использующих
четверти тонов на ряду с полутонами.
В последующих годах XX века композиторы, обращавшиеся к микротоновой
музыке сочиняли или композиции лишь изредка использущие микротоны или
целиком состоящие из микротонов композиции.
Список композиторов XX век хоть раз использовавших микротоны огромен,
редко современный композитор их игнорирует. Кроме того, вся неевропейская
народная музыка микротоновая.

Примеры:
- A La Recherche De L’Autre Эрнста Фламмера для микротонового фортепиано Каррильо
- Четвертьтоновая пьеса для двух фортепиано Чарльза Айвза (1924)
- Четвертьтоновая прелюдия для двух фортепиано Ивана Вышнеградского (1934)
- Этюды на древнегреческие лады Гарри Партча (1950)
- Stargazing Мэтью Розенблюма (1989)

http://www.sendspace.com/file/mar8wn

Гитарная микротоновая музыка

В 1970-х Ивор Даррег создаёт гитары с разным расположением порожков
ладов на грифе. Музыка, исполняемая на этих гитарах, использует равномерно
темперированный строй с 13-22, 24 и 31 звуками в октаве. В гитарной рок-
музыке микротоны используются для создания активно диссонирующих созвучий
или выражения неуверенности в музыке. Микротоновые сочинения для
ансамблей электрогитар создавали Глен Бранка, Йон и Брад Катлеры. Лютнист
Юрий Ландман создал микротоновый инструмент moodswinger.
Можно создать и с обычными инструментами микротоновый дуэт, настроив одну гитару по ноте ля, а другую -- по ля 1/2бемоля.

Теллур

Тристан Мюрай -- один из ведущих современных композиторов Франции,
который работает в области спектральной музыки, сотрудник студии IRCAM.
Прежде чем создавать что-либо Мюрай детально изучает звуковой спектр
своего будущего сочинения. Подробнее про приёмы спектральнной музыки:
http://forumclassicmusic.kiev.ua/printv ... 74&start=0

В "Теллуре", несмотря на его продолжительность, есть непрерывность,
из-за которой я, слушая эту музыку, нахожусь в постоянном состоянии
ожидания большего, ожидания завершения затянувшегося изложения. В итоге,
"Теллур" слушается на одном дыхании. Соченение было написано в 1977 году,
видеозапись ниже -- это первое исполнение Рафаэлем Андиа:

http://www.youtube.com/watch?v=hqR6nTBzLpc

Первую страницу нот мужно увидеть на http://www.guitargallerymusic.com

Теллур -- это такое хрупкое серебристо-белое вещество с металлическим
блеском: http://geo.web.ru/druza/m-Te_14-1.JPG .


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13.07.07 0:29 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14.07.04 13:24
Сообщения: 367
Откуда: Москва
большое вам спасибо за интресное сообщение

у меня есть некоторые уточнения:
Илья Кулаков писал(а):
Греки выделили три
рода тетрахордов: энгармонический, хроматический и диатонический

вы забыли гиперэнгармонический тетрахорд.
(хотя я готов спорить на тему что именно различали греки, а что домыслили в XIX веке)
Тетрахордом называется _любое_ деление интервала кварты на три промежуточных интервала, то есть первая и четвертая нота фиксированы, а вторая и третья гуляют внутри. Интервальый коэффициент кварты предпологался равным точно 4/3 (то есть ни как в современном равномерно темперироавнном строе: 1,3348...)
Можно так же делить интервал от октавы до квинты (квинта само собой точно 3/2 и по отношению к октаве, как легко догадаться, тоже кварта только вниз).
Греки (а познее арабы) пользовались рациональными дробями и по этому,
исходя из построения, вы можете считать музыку основанную на любом тетрахорде микротональной.
Деление на четыре класса основано на величинах отношений интервалов внутри тетрахорда между собой.
Очень любопытные параллели с дрвенегреческой музыкой можно усмотреть изучая
постронеия принятые в традиционной арабской музыке.
Илья Кулаков писал(а):
каждый из них
использовал то, что сегодня называется натуральным строем

То что сегодня называется натуральным строем греки не использовали: они не признавали точную терцию с интервальным коэффициентом 5/4 в качестве независимого интервала.
Хотя большая терция как интервал и появилась в пифагоровом строе, но строилась она очень мутно. Греки признавали в качестве "правильных" интервалов только кварту квинту и октаву. По этому терция определялась как интервал с коэффициент (3/2)^4/2^2, то есть четыре квинты вверх и две октавы вниз.
(в темперированном строе это кстати действительно так: 7*4-12*2=4)
Чистый строй в качестве "правильных" интервалов признает (если я помню правильно) кварту (4/3),квинту (3/2), большую терцию (5/4) и октаву (2).


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13.07.07 5:30 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 12.03.05 22:05
Сообщения: 44
Откуда: Колпино
И вам спасибо за поправки. Вник в них.

О гиперэнгармоническом тетрахорде я, увы, не забыл -- я его не знаю.
Что подразумевается под этим понятием?
Вот гиперэнгармоническая гармония:
| 1/4 | 1/4 | 2 | 1/4 | 1/4 | 2 | 1 |
Гиперэнгармонический тетрахорд спрятан где-то здесь?

Разве то, что с XVI века стало называться натуральным строем, появилось не в V веке до н.э?
Греки не признали терцию натурального строя с I=5/4 и продолжали использовать пифагорейскую с I=[(3/2)^4]/[2^2]?


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14.07.07 10:27 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14.07.04 13:24
Сообщения: 367
Откуда: Москва
Илья Кулаков писал(а):
Гиперэнгармонический тетрахорд спрятан где-то здесь?

нэ знаю :).
Я не знаю что такое "гармония" и как будет видно из дальнейшего не понимаю почему она гиперэнгармоническая.

Одна из современных классификаций тетрахордов такая:
Выбирается максимальный (внутри тетрахорда) интервал.
если его интервальный коэффициент
больше 425 центов то это гиперэнгармонический;
больше 375 и меньше 425 --- энгармонический;
больше 250 и меньше 375 --- хроматический;
большее 166 и меньше 250 --- диатонический.
У греков была своя более тонкая классификаци и вышеприведенная
соответствует ей только приблизительно.

далее
кварта это ~500 центов (октава --- 1200)
в том ряду, который вы выписали можно найти три тертахорда
| 50 | 50 | 400 |
|----------| 400 | 50 | 50 |
|-----------------| 50 | 50 | 400|
(скорее всего тут третий строится от последней ноты первого: обычные семь нот это два тетрахорда --- один от тоники вверх , другой от октавы вниз)
по данной классификации они все энгармонические так что...
у авторов данной гармонии была какая-то своя третья классификация тетрахордов :)
Вообще, вся эта наука о тетрахордах какая-то метафизическая (в смысле понять это нельзя :) )

Илья Кулаков писал(а):
Разве то, что с XVI века стало называться натуральным строем, появилось не в V веке до н.э?

да
наверное я погорячился :)
но, в XVI веке натуральный строй представлял интерес потому что в нем можно составить 6 чистых трезвучий: три мажорных, три минорных (с одной добавленной нотой).
То есть, он интересен в первую очередь для исполнения полифонической музыки.
Сами понимаете, у греков никакой полифинии не было... :)

То что большая терция была найдена Пифагором я конечно знаю, но он ее отнес к созвучиям неприятным для слуха (вместе с малой терцией 6/5 и т.д.).
Приятные созвучия это были кварта, квинта и октава.
Официально большая терция была признана благозвучным интервалом гораздо позже.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15.07.07 21:36 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14.07.04 13:24
Сообщения: 367
Откуда: Москва
Илья Кулаков писал(а):
Прежде чем создавать что-либо Мюрай детально изучает звуковой спектр своего будущего сочинения.

я ЭТО прослушал. :shock:
На Теллур это не похоже.
Это похоже на сумеречную возню тараканов на коммунальной кухне. :)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16.07.07 23:29 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 12.03.05 22:05
Сообщения: 44
Откуда: Колпино
Слово "гармония" мне нужно было написать в кавычках, как здесь: http://www.psylib.ukrweb.net/books/lose005/txt45.htm
Действительно метафизика. :)

Что касается натурального строя -- убедили.

Что ж, сумеречная возня тараканов -- тоже ассоциация. Зато это вас позабавило.
Значит не зря эта музыка писалась. :)

Я на сервер выложил пример гитарной микротоновой музыки Глена Бранки,
но, боюсь, он вызовет схожие ассоциации, т.к. это далеко от классики.

UPD. Уже удалил Бранку.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17.07.07 10:25 
Не в сети
Студент Академии
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14.07.04 13:24
Сообщения: 367
Откуда: Москва
Илья Кулаков писал(а):
как здесь

спасибо за ссылку
надо будет изучить детально.

Илья Кулаков писал(а):
...но, боюсь, он вызовет схожие ассоциации, т.к. это далеко от классики.

все равно послушаю :)
В принципе я воспринимаю любую музыку (включая индийскую или арабскую), но тут мне кажется, что люди (композиторы и исполнители) хотят усиленно убедить себя и других (слушателей) в том что это все таки музыка.

Или лучше так сказать: это область какого-то непрерывного поиска.
Причем, я так понимаю, ищут все и сразу: строй, мелодию, гармонию, способ записи партитуры, инструменты и т.д.
Найдут или нет вообщем то не понятно, но пока не нашли, лучше бы они это и не показывали никому. :)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13.10.07 10:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 13.10.07 9:59
Сообщения: 2
Откуда: Ukr
"Микротональная" состоит из слов "микро" и "тональность", а "тональность" в теории музыки - это "высотное положение лада". Т.о. получается, что это музыка, основанная на микроизменениях высотного положения лада. Наверное, это неправильный термин. Лучше - "микротоновая". См. Когут. Микротоновая музыка. К., Наукова думка, 2005.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13.10.07 14:01 
Не в сети
Студент Академии

Зарегистрирован: 12.03.05 22:05
Сообщения: 44
Откуда: Колпино
Да, согласен, исправил.
Дали бы эту книжку почитать, а?
Или рассказали бы что-нибудь интересное оттуда?


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14.10.07 14:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 13.10.07 9:59
Сообщения: 2
Откуда: Ukr
[quote="Илья Кулаков"]Да, согласен, исправил.
Дали бы эту книжку почитать, а?
Или рассказали бы что-нибудь интересное оттуда?[/quote]

Я бы с удовольствием, но книга защищена авторским правом, автор не разрешает сканировать и распространять в сети его книгу до тех пор, пока не продаст весь тираж и рассчитается со спонсорами. Это он так ответил мне ( в книге есть его e-mail - gennadiy@kievweb.com.ua).


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB