Гитарные концерты Антонио Вивальди
В конце XVI века в
полихоральной музыке (где исполнители не собраны в одном месте)
появляется идея контраста или конфликта между разными голосами. Она стала использоваться
в опере. Опера, в свою очередь, и стала основой концерта для инструмента с оркестром.
Именно в опере есть солирующие голоса, вступающие с голосами оркестра во всевозможные
взаимоотношения, разнообразие которых приближается к разнообразию человеческих взаимоотношений.
Если в опере голос выделялся тембром и наличием смысла в спетом им тексте, то в концертах партии
солистов утверждают своё первенство виртуозностью. А виртуозность партий солистов
в концертах даёт ещё одно поле взаимоотношений: между солистом и его инструментом.
Взаимоотношения -- основа концерта, в отличие от симфоний, основывающихся на сочетаниях,
превращениях, варьированиях и развитиях своих музыкальных тем.
Сначала появились concerto grosso, в которых не один инструмент, а
группа инструментов (не обязательно одинаковых, называется concertino),
контрастировала с остальным инструментальным ансамблем (grosso или ripieno).
Первый concerto grosso -- это
соната для трубы и струнных Алессандро Страделлы (ок.1680).
В том же XVII веке искусство игры на скрипке возросло настолько, что вместо concertino стали
использовать одну лишь скрипку. А затем итальянские композиторы стали верить в возможности
и других инструментов. Вивальди поверил в возможности гитары. Его короткие барочные гитарные
концерты построены по установившейся в то время для концертов схеме:
1 часть -- быстро, празднично;
2 часть -- медленно, печально и скорбно или нежно и спокойно;
3 часть -- быстро, утверждающе.
Эта схема заимствована тоже из оперы: так строились увертюры итальянских опер.
Исполняют члены квартета "Los Romeros" и симфонический оркестр техасского города Сан-Антонио.
В RV 356 солирует Анхел Ромеро.
- RV 82 Концерт для гитары, скрипки, альта и виолончели
- RV 93 Концерт для четырёх гитар
- RV 356 (op.3 no.6) Концерт для гитары с оркестром
- RV 425 Концерт для гитары с оркестром
- RV 532 Концерт для двух гитар с оркестром
- RV 580 (op.3 no.10) Концерт для четырёх гитар с оркестром
Любознательные могут
послушать историю происхождения жанра концерта.
Бразильская бахиана №4 и три сиранды Эйтора Вилла-Лобоса.
Исполняет Pro Arte Guitar Trio.
БАХианы --
"посвящение великому гению Иоганна Себастьяна Баха, создавшему, согласно моему убеждению,
всемирный фольклор, богатый и совершенный, нравящийся всем" (Э.Вилла-Лобос). Бразильская бахиана №4
написана в оригинале для фортепиано соло. Она наиболее баховская из всех девяти бахиан (вторая её часть --
хоральная прелюдия), хотя бразильского в ней всё равно больше, чем от музыки Баха.
Сиранда -- бразильский детский танец с хороводом (или даже с хороводами внутри хороводов)
под радостную музыку.
Три тонадильи Родриго
Тонадильи -- это короткие сатиристические сценки с музыкой и танцами, исполнявшиеся между актами
испанских комедий в XVIII веке. В тонадильях изображались крестьяне, трактирщики, цыгане, брадобреи --
люди низших классов. Тонадильи были популярны в Испании и Латинской Америки, всегда были пропитаны духом
испанской народной музыки (фанданго, хота, тирана...) и игрались обычно с гитарой и кастаньетами.
Уж не кастаньеты ли во второй тонадильи имитируются играемыми у подставки отрывистыми плотными аккордами?